Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) предпринимает последовательные шаги по внедрению передовых стандартов таможенного администрирования. Об одном из таких стандартов "РГБ" рассказал директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Некрасов.
Дмитрий Викторович, какие меры, направленные на упрощение перемещения товаров через таможенную границу для законопослушных участников ВЭД, сейчас наиболее актуальны? Многие таможенные администрации сейчас активно развивают институт уполномоченного экономического оператора (УЭО).
Дмитрий Некрасов: Сегодня таможенные органы столкнулись с постоянно растущими объемами международной торговли, обусловленными диверсификацией производства, кооперацией компаний разных стран, ростом количества транснациональных компаний. Эта тенденция требует сокращения и оптимизации времени совершения таможенных операций. Поэтому развитые таможенные администрации активно внедряют в свою практику передовые стандарты, в числе которых безбумажные технологии, "единое окно" и институт уполномоченного экономического оператора.
Сегодня внедрение института УЭО уже не рассматривается как нечто новое, а является современным атрибутом таможенного администрирования и основывается на взаимовыгодном сотрудничестве таможенных служб и добросовестных участников ВЭД. Такое сотрудничество идет не в ущерб таможенному контролю, а, наоборот, повышает его эффективность благодаря перераспределению ресурсов таможенных органов, которые направляются для контроля товаров сомнительных компаний, там, где велик риск несоблюдения законодательства.
Напомним, что одной из рекомендаций Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, разработанных Всемирной таможенной организацией (WCO), как раз являются партнерские взаимоотношения между таможенными органами и предпринимательским сообществом.
Как обстоит дело с развитием института УЭО в Таможенном союзе?
Дмитрий Некрасов: Старт развитию этого института в государствах - участниках ТС был дан в 2010 году, когда этот международный стандарт был закреплен в нашем общем таможенном законодательстве. Сегодня можно констатировать, что институт УЭО в ТС состоялся (в Республике Беларусь зарегистрировано более 330 УЭО, в Республике Казахстан и Российской Федерации в каждой около 100 УЭО). Однако современные реалии требуют более прогрессивного подхода к развитию этого института в Таможенном союзе, направленного на вовлечение большего количества участников ВЭД в этот процесс и оптимизацию условий для получения такого статуса. Что, безусловно, предполагает внесение изменений в таможенное законодательство. Поэтому сейчас на наднациональном и национальных уровнях работа по совершенствованию института УЭО активизировалась.
Ее результаты найдут отражение в новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)?
Дмитрий Некрасов: Проект ТК ЕАЭС сейчас готовит рабочая группа ЕЭК по совершенствованию таможенного законодательства под руководством члена коллегии (министра) по таможенному сотрудничеству Владимира Гошина. Очевидно, что четыре действующие статьи ТК ТС, касающиеся УЭО, уже являются недостаточными и не раскрывают всего потенциала и возможностей операторов. В конце апреля в Алматы проведено тематическое заседание Консультативного комитета по таможенному регулированию, на котором были одобрены концептуальные подходы к совершенствованию института УЭО. Кроме того, при комитете создана рабочая группа по развитию института УЭО, в которую вошли представители заинтересованных государственных органов и бизнес-сообщества трех стран. 18 июля проект главы по УЭО ТК ЕАЭС был в принципе готов.
Насколько в этой работе задействовано бизнес-сообщество вообще и УЭО в частности?
Дмитрий Некрасов: В рабочую группу по УЭО предприниматели были включены наряду с представителями государственных органов. Это позволяет соблюдать баланс интересов таможенных органов и бизнеса, что в целом соответствует международной практике. Параллельно ЕЭК для публичного обсуждения этого вопроса предложила на своем сайте в разделе "Таможенное сотрудничество" предпринимателям ТС (и в первую очередь УЭО) ответить на ряд вопросов. Их ответы помогли понять потребности как действующих УЭО, так и потенциальных соискателей этого статуса. Именно гласность и открытость помогают вовлечь в эту работу все заинтересованные стороны и создать действительно эффективный институт УЭО, отражающий потребности и бизнеса, и таможенных органов.
Кстати, деятельность рабочей группы по УЭО не ограничивается только разработкой проекта главы по УЭО. Мы пытаемся создать на постоянной основе многостороннюю площадку для обсуждения вопросов текущего состояния и дальнейшего совершенствования этого института. Здесь же планируется обсуждать проекты решений ЕЭК, разрабатываемые в развитие положений упомянутой главы ТК ЕАЭС.
Какая роль отводится международным стандартам и сложившейся практике при совершенствовании УЭО в Таможенном союзе?
Дмитрий Некрасов: Конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), к положениям которой в разной степени присоединились все государства - члены ТС, предусмотрены специальные процедуры для уполномоченных лиц (переходный стандарт 3.32), которые были взяты за основу при разработке ТК ТС. Однако эти положения носят общий характер, что диктует необходимость дополнительного изучения передовой международной практики.
ЕЭК провела анализ международных стандартов, прежде всего WCO, и опыта функционирования института УЭО в Европейском союзе, Китае, США и других странах АТЭС. Он показал, что есть аспекты, которые в таможенном законодательстве ТС отсутствуют, но они были бы полезны для дальнейшего развития института УЭО, вовлечения операторов ТС в международную безопасную цепь поставок и, соответственно, повышения конкурентоспособности белорусских, казахстанских и российских участников ВЭД.
Одним из важных преимуществ УЭО является возможность признания его статуса другими странами. Здесь, безусловно, имеет значение идентичность упрощений и условий в разных государствах или таможенных союзах, которые позволяют в принципе вести диалог о взаимном признании УЭО. В связи с этим государства, следуя определенным единым стандартам, создают в перспективе базу для ведения переговоров о взаимном признании УЭО.
Каким образом планируемые изменения повысят привлекательность статуса УЭО в будущем?
Дмитрий Некрасов: В мировой практике существование УЭО свидетельствует о наивысшем уровне доверия таможенных органов по отношению к участникам ВЭД. И это партнерство приносит пользу обеим сторонам. Учитывая, что институт УЭО в Таможенном союзе сложился не так давно, его выгода пока не так очевидна. Но специалисты ЕЭК стараются взвешенно и всесторонне подойти к созданию в ТС полноценной и эффективной системы УЭО, в том числе учитывая особенности фискальной функции таможенных органов государств - членов ТС.
Естественно, участники ВЭД должны получать ощутимую выгоду, которая бы стимулировала получение статуса УЭО. Операторы должны почувствовать повсеместное содействие их деятельности не только за счет получения упрощений, но и благодаря постоянному взаимодействию с таможенными органами, которое в дальнейшем позволит избежать появления отдельных проблемных ситуаций на практике. Перечень самих упрощений предлагается расширить прежде всего в части проведения таможенного конт- роля.
На повышении привлекательности статуса УЭО может сказаться расширение субъектного состава операторов благодаря созданию условий для допуска и привлечения в этот институт всех участников цепи поставок от отправителя до конечного получателя, включая перевозчиков, экспедиторов, владельцев складов временного хранения. Так, во многих развитых странах (Новая Зеландия, Сингапур, Южная Корея, Япония и т.д.) экспортеры являются активными участниками программ УЭО, что предполагает определенные упрощения таможенных процедур также по отношению к вывозу товаров.
Расширение перечня упрощений для операторов как-то отразится на условиях присвоения статуса УЭО?
Дмитрий Некрасов: Статус УЭО подразумевает не только получение оператором определенных привилегий и преимуществ, но требует от него повышенной ответственности, организованности и самоконтроля. А условия получения статуса УЭО должны позволить таможенному органу убедиться в добропорядочности участника ВЭД, отсутствии рисков несоблюдения таможенного законодательства и обеспечить возможность дальнейшего контроля его деятельности.
Поэтому для допуска к такому привилегированному статусу будущему оператору необходимо соответствовать ряду требований (осуществление этого вида деятельности не менее 3 лет, отсутствие задолженности по таможенным платежам и налогам, отсутствие определенных административных и уголовных правонарушений и т.д.), а также выдержать комплексную оценку деятельности со стороны таможенных органов, позволяющую сделать вывод, что у конкретного претендента нет нарушений не только на момент проверки, но и вся система его работы (бухгалтерская, кадровая, информационная безопасность и т.д.) направлена на ликвидацию рисков умышленного или непреднамеренного нарушения законодательства в дальнейшем.
При этом потенциальный УЭО должен быть сам заинтересован в построении эффективной внутренней системы мониторинга, которая обеспечит со своей стороны надлежащий контроль перемещаемых товаров, включая средства идентификации, охрану помещений, надежность контрагентов и т.д. Такая система позволит выявить расхождения, несоответствия в документах, минимизировать риски утери товаров, заявления недостоверных сведений, что во многом упорядочит его внешнеэкономическую деятельность и позволит избежать нарушений законодательства.
Для таможенного органа это является показателем стремления участника ВЭД к соблюдению таможенных правил и предотвращению нарушений, в результате чего он может доверить УЭО самостоятельное проведение определенных операций и снизить в отношении него интенсивность проведения таможенного контроля.
Одним из главных вопросов, интересующих участников ВЭД, является взаимное признание операторов в государствах Таможенного союза, поскольку пока их деятельность ограничивается национальными рамками. Как этот вопрос будет решен в Таможенном кодексе ЕАЭС?
Дмитрий Некрасов: В разрабатываемом проекте в отличие от действующего ТК ТС мы концептуально придерживаемся возможности применения УЭО упрощений на всей таможенной территории вне зависимости от национальной принадлежности участника ВЭД. Вместе с тем надо понимать, что сохраняющийся "принцип резидентства" даже в условиях возможности применения специальных упрощений на всей таможенной территории ТС не позволит применять повсюду, в частности, такое упрощение, как выпуск товара до подачи таможенной декларации. А вот такое упрощение, как непредоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру транзита и первоочередной порядок совершения таможенных операций, можно будет применять на всей территории ТС даже в условиях сохраняющегося "принципа резидентства".
Более того, в проект главы по УЭО ТК ЕАЭС включены нормы, позволяющие ЕЭК совместно с государствами - членами ТС проводить переговоры о взаимном признании УЭО с иными государствами. Такая возможность создает для участников ВЭД, прежде всего экспортеров, потенциально дополнительные привилегии, связанные с возможностью получения упрощений в стране назначения или транзита, если с таковой будут заключены соответствующие соглашения.