В столице цены на бензин в среднем выросли на 0,3 процента - до 33,57 рубля за литр, в Смоленске - до 32,2, в Тамбове - до 32,13, в Калуге - до 31,96, в Курске - до 31,79, в Брянске - до 31,24, в Белгороде - до 31,49 рубля. Дешевле всего в ЦФО бензин на АЗС Орловской области. Здесь литр топлива в среднем можно приобрести за 31,02 рубля. Но именно в этом регионе управление ФАС уже приступило к проверке на потребительском рынке нефтепродуктов.
Антимонопольщики, впрочем, и ранее отслеживали ситуацию. Еще месяц назад они обратились к орловским автовладельцам с просьбой сообщать им о фактах завышения цен. Дело в том, что информация о грядущем подорожании появилась в начале июля. Источником мрачных прогнозов стала ситуация на Санкт-Петербургской международной топливной бирже. По словам главного госинспектора орловского УФАС Ирины Володько, только за первую неделю июля цены на бензин выросли на торгах на 1,4-1,8 процента.
Антимонопольщики уверены: экономических оснований для этого не было, поскольку не наблюдалось и реального дефицита топлива на внутреннем рынке, а на мировом котировки, наоборот, в тот момент пошли вниз. Тем не менее цены на АЗС во всех регионах в течение полугода росли медленно, но верно, а в первую неделю августа стремительно взлетели, словно по чьему-то сигналу.
- Основной причиной стал рост цен в оптовом звене, - убеждена Ирина Володько. - В первом полугодии наибольшему изменению - на 15,6 процента - подверглись оптовые закупочные цены на автомобильные бензины. На дизтопливо они выросли на 0,2 процента.
Розничные цены росли медленнее. Так, в Орловской области за полгода бензин марки АИ-95 подорожал на 3,2 процента, АИ-92 - на 3,3, дизтоплива - на 1,3. Рост составил от 0,8 до 1,25 рубля за литр. По словам специалиста, динамика зависит также от состояния местного рынка, в частности, от уровня конкуренции и зависимости от внешних поставок.
На Орловщине, например, еще несколько лет назад условия диктовал один крупный поставщик. Он доминировал на рынке дешевого топлива - "солярки" и бензинов марок АИ-76 и АИ-80. В то время это были особенно востребованные виды продукции и, соответственно, самые прибыльные. Однако с введением в 2011 году нового технического регламента ситуация резко изменилась: дешевое неэкологичное топливо практически исчезло с АЗС. Это ударило по позициям "монополиста". Захватить часть рынка более дорогого и качественного бензина компании не удалось.
Сейчас тут конкурируют шесть организаций, и каждая из компаний стремится по максимуму ограничить рост цен, чтобы привлечь клиентов. В регионах, где такой конкуренции нет, стоимость топлива растет заметнее, хотя закупают бензин региональные продавцы у одних и тех же поставщиков.
Отметим, что в связи с ростом цен антимонопольщики начали масштабную проверку. По их мнению, экономических оснований для резкого подорожания нет и сейчас. Не исключено, что некоторых участников рынка нефтепродуктов накажут за нарушение закона о конкуренции.