19.08.2014 17:11
    Поделиться

    Малый бизнес СЗФО ушел в онлайн

    В последнее время в СЗФО создается все больше интернет-магазинов. Малые предприятия уходят в онлайн, чтобы минимизировать расходы и привлечь новых клиентов.

    Виртуальный продавец

    В первом полугодии 2014 года количество интернет-магазинов в секторе малого и среднего бизнеса увеличилось практически на треть по сравнению с прошлым годом, показало исследование финансовой компании "Финотдел". В то же время число предпринимателей, которые занимаются торговлей продуктами питания в офлайне сокращается.

    К примеру, в полтора раза чаще, чем в прошлом году, обращались за займами на открытие и развитие бизнеса онлайн-продавцы бытовой техники и электроники. Спрос на заемные средства вырос и в таких сегментах, как продажа одежды и обуви, автозапчастей, мобильных гаджетов, парфюмерии и сувениров через Всемирную сеть. Эта тенденция характерна как для Москвы, так и для Санкт-Петербурга и других регионов Северо-Западного федерального округа.

    - Мы часто наблюдаем ситуацию, когда человек приходит в специализированный магазин, узнает все характеристики товара, выбирает понравившуюся модель, а затем покупает ее в интернет-магазине по более доступной цене, - отмечает генеральный директор "Финотдела" Денис Неретин. - Предпринимателю, использующему для продаж онлайн-площадку, не нужно арендовать помещение и нанимать лишних сотрудников. За счет этого он может снизить цену своих товаров, а значит, получить конкурентное преимущество перед крупными ритейлерами. Такой вид бизнеса и в дальнейшем будет активно развиваться. Мы оцениваем, что уже в следующем году рост спроса на заемные средства со стороны интернет-магазинов составит не менее 50 процентов.

    В Интернете дешевле

    В Калининградской области насчитывается не меньше сотни небольших торговых онлайн-площадок. Через Интернет можно заказать такси, купить напитки и еду, технику, одежду, детские вещи, мебель, велосипеды, цветы и множество других товаров.

    Бытовая техника в гипермаркете Калининграда стоит на 10—30 процентов дороже, чем в Москве или Петербурге

    - Отдельного учета по интернет-магазинам нет, они регистрируются как предприятия малого и среднего бизнеса или ИП, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли области Дмитрий Чемакин. - Но как потребитель я вижу, что торговых площадок в Сети становится больше, и могу это только приветствовать. Онлайн-магазины - это ответ торговой сферы на желание потребителей получать товары и услуги как можно быстрее, платя при этом меньшие деньги. Другое дело, что Интернет безлик, и иногда это может сказываться на уровне ответственности продавцов. Поэтому потребитель должен понимать, что предъявить претензию интернет-магазину сложнее, чем традиционной торговой точке.

    Если проанализировать результаты запросов в интернет-поисковиках, большая часть магазинов в самом западном регионе специализируется на продаже электроники и бытовой техники. Это неудивительно. Техника для дома поставляется в эксклав из дилерских центров, расположенных в "большой России", и транзит через территорию Белоруссии и Литвы закладывается в себестоимость продукции. Стиральная машина, холодильник или электробритва в гипермаркете Калининграда стоят на 10-30 процентов дороже, чем аналогичные товары в торговой точке Москвы или Санкт-Петербурга.

    В интернет-магазинах цены, как правило, ниже, чем в офлайне. Даже крупные игроки традиционного ритейла делают скидки покупателям, которые совершают покупки на их сайтах. Поэтому калининградцы нередко останавливают свой выбор именно на интернет-площадках.

    - Мы сотрудничаем с авторизированными сервисными центрами, предоставляем гарантии от производителей на весь товар, - рассказывает владелец одного из калининградских интернет-магазинов электроники и бытовой техники. - В общем, все, как у офлайн-продавцов, только расходов у нас меньше. Склад арендуем на окраине Калининграда за 35 тысяч рублей в месяц, менеджеры получают на двоих еще 50 тысяч. Доставку крупной техники организуем по договору с транспортной компанией, мелкую технику развозят менеджеры или привлеченные курьеры. Сайт администрирую сам, бухгалтерию тоже веду сам. Привлекаем покупателей бесплатной доставкой, если стоимость заказа превышает тысячу рублей. Ну и, разумеется, ценами. Если не держать планку на минимально возможном уровне, люди по привычке пойдут за покупками в традиционные магазины.

    Интернет-независимость

    В Псковской области преимущества интернет-торговли в последние годы открыли для себя фермеры. Посредством Всемирной сети продукцию реализуют овощеводы, кролиководы, птицеводы, пчеловоды.

    - Сельхозпроизводители через Интернет находят заказчиков не только в Псковской области, но и в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России, - делится информацией начальник отдела социального развития села псковского управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Виктория Рогаткина.

    Сайт пчеловода Александра Кураева заработал два года назад. Интернет-площадку сельхозпроизводитель создал сам, с помощью бесплатного конструктора.

    - Сайт - это, скорее, визитная карточка пасеки. Как правило, клиенты узнают о моей работе благодаря сарафанному радио, от друзей и знакомых, - рассказывает Александр Кураев. - Но есть и люди, которые ищут информацию о псковском меде в интернет-поисковиках, переходят на сайт и делают заказ.

    У псковских фермеров есть много традиционных каналов сбыта продукции: рынки, в том числе выходного дня, сельскохозяйственные ярмарки. Некоторые сельхозпроизводители сотрудничают с социальными учреждениями, реализуют продукцию через сетевые магазины Псковской области и Санкт-Петербурга. Однако интернет-магазины позволяют фермерам привлечь новых клиентов, которым можно продавать товар, минуя розничный этап.

    Магазин с приставкой кибер

    Помимо интернет-магазинов, в СЗФО активно развиваются новые форматы виртуальной торговли. Речь, в частности, идет о центрах исполнения заказов - это интернет-сервис, традиционная торговая точка и склад в одном флаконе. Вместо витрин такие центры оснащены терминалами с доступом во Всемирную сеть, с помощью которых можно выбрать и заказать товар по электронному каталогу. Оплатив вещь, покупатель сразу получает товар в окне выдачи.

    Новый формат подразумевает экономию на площади торгового зала, ведь склад может вместить больше товаров, чем традиционное помещение с витринами. Еще одна статья экономии - зарплата персонала, поскольку часть работы продавцов-консультантов клиент делает сам через Интернет. Все это позволяет ритейлерам снижать операционные издержки и поддерживать низкие цены на продукцию, сохраняя широкий ассортимент. Первым в России подобную логистическую инфраструктуру начал использовать петербургский интернет-ритейлер "Юлмарт". Центр исполнения заказов, или кибермаркет, открылся в Северной столице в 2008 году. Сейчас в регионах Северо-Западного федерального округа работают восемь кибермаркетов и более 100 небольших складов оutpost, где покупатель может забрать предварительно заказанный товар.

    - Интернет-магазин - это очень удобный для покупателя формат торговли, - рассказывает директор по коммуникациям "Юлмарта" Брайан Кин. - Однако формат интернет-магазина подразумевает, что при заказе товара его можно получить в лучшем случае через день, дополнительно оплатив доставку. Мы исправили этот недостаток, предложив своим клиентам несколько вариантов: выбрать товар на сайте, оформить покупку и в тот же день забрать его в городском центре исполнения заказов, где он есть в наличии. Либо выбрать бесплатную доставку до ближайшего пункта outpost или платную доставку "до двери".

    Поделиться