18.08.2014 23:45
    Поделиться

    Проверить корректность заполнения счетов-фактур теперь можно на сайте

    Заработал новый интернет-сервис для проверки счетов-фактур
    Федеральная налоговая служба запускает новый сервис "Проверка корректности заполнения счетов-фактур". Теперь на сайте ФНС можно проверить контрагентов и узнать, был ли зарегистрирован и действовал ли поставщик в момент, когда выставил счет-фактуру. Этот ресурс поможет налогоплательщикам избежать ошибок и сэкономить время на проверку правильности заполнения реквизитов контрагентов (ИНН и КПП) при ведении книг покупок, продаж и журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. Сейчас сервис работает в тестовом режиме.

    Новый интернет-сервис нужен, чтобы налоговики и налогоплательщики смогли подготовиться к расширенному декларированию операций по НДС с 2015 года. "Это предусмотрено принятым летом прошлого года законом о противодействии незаконным финансовым операциям. Сейчас в налоговую декларацию по НДС включаются только обобщенные сведения о величине начисленного и принятого к вычету налога. Чтобы узнать о том, по каким конкретно операциям налогоплательщики заявляют налоговые вычеты, необходимо провести проверку, причем в большинстве случаев выездную. Этим обстоятельством на практике часто пользуются налоговые мошенники, декларируя, например, вычеты по операциям с компаниями-однодневками, с которых поставщиками никаких налогов не уплачивается", - пояснил Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры".

    Он привел такую статистику. ФНС в 2013 году было проведено около 33 тысяч выездных налоговых проверок организаций, тогда как общее количество юрлиц, зарегистрированных в ЕГРЮЛ, приближается к 5 миллионам, то есть риск попасть под налоговую проверку составляет менее 1%. В такой ситуации некоторым мошенникам удается обманывать государство в течение многих лет.

    Расширенное декларирование предусматривает, что в налоговую декларацию будут включаться сведения, содержащиеся в книге покупок и продаж налогоплательщика. Перечень таких сведений ФНС определит дополнительно. Предполагается, что в их число попадут сведения о наименованиях поставщиков, а также реквизитах выставленных ими счетов-фактур. В таких условиях ФНС сможет практически в режиме онлайн проверить, была ли задекларирована поставщиком операция, в отношении которой налогоплательщик применяет налоговый вычет.

    По словам Егора Батанова, подобный механизм применяется во многих странах. Например, на Украине уже несколько лет существует единый реестр налоговых накладных (аналог российских счетов-фактур). Обратившись к нему, украинский налогоплательщик может установить, были ли задекларированы налогооблагаемые операции его поставщиком.

    Теперь на сайте ФНС можно проверить контрагентов и узнать, был ли зарегистрирован и действовал ли поставщик в момент, когда выставил счет-фактуру. Новый интернет-сервис нужен, чтобы налоговики и налогоплательщики смогли подготовиться к расширенному декларированию операций по НДС с 2015 года

    "Цель этих мероприятий - борьба с наводнившими Россию компаниями-однодневками. В таких условиях государство должно обеспечить добросовестным налогоплательщикам возможность оперативно проверить всю информацию о своем контрагенте, в том числе и о том, декларирует ли он перед государством свои операции. После получения такой информации налогоплательщик должен иметь право применить налоговый вычет, уже не опасаясь того, что потом к нему придет с проверкой налоговый орган и предъявит претензии к тому, что его контрагент оказался однодневкой, - рассказал Егор Батанов.

    Однако пока об этом говорить не приходится. "Сам сервис ФНС в том виде, в каком он сейчас существует, не очень полезен для налогоплательщиков. Сейчас благодаря ему можно узнать только то, был ли официально зарегистрирован контрагент с определенным ИНН и КПП на определенную дату. Возможно, что ФНС планирует развитие этого ресурса, и в будущем здесь же можно было бы проверить не только сам факт существования контрагента, но и то, платит ли он налоги и декларирует ли свои операции", - сказал Егор Батанов.

    С этим согласны другие эксперты. "Сервис работает, однако пока предоставляет весьма ограниченный объем информации, который по сути дублирует успешно действующий сервис "Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?", из которого понять, не прекратил ли существование контрагент или не находится ли он в процессе ликвидации, не составляет труда. Если в 2015 году объем предоставляемой информации по вновь введенному сервису не изменится, и все, что он будет выдавать, это информация о статусе регистрации налогоплательщика, то пользы налогоплательщикам от такого ресурса не будет никакой", - сказал Денис Зайцев, старший юрист адвокатского бюро DS Law.

    Как известно, с 1 января 2014 года всех плательщиков НДС обязали подавать декларации в электронном виде. "Создание этого сервиса - следующий шаг в тренде по переводу российских налогоплательщиков на сдачу отчетности в электронном виде. Мы попробовали воспользоваться этим сервисом, который пока работает в тестовом режиме. У сервиса один ответ: "Налогоплательщик зарегистрирован в ЕГРН и имел статус действующего в интервале 6 дней от даты запроса". Такая информация не имеет особой ценности", - считает управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний "СБП" Кира Гин-Барисявичене.

    Есть и другое мнение. "С введением онлайн-сервиса, возможно, будут устранены споры в отношении формального признака по неверному указанию данных контрагента, по которым налоговый орган отказывал в вычете по НДС, причем судебная практика была на стороне налогоплательщика. Это можно определить как плюс именно для налогоплательщика, но с другой стороны точная идентификация контрагента позволит и налоговым органам проводить анализ деклараций на соответствие данных в максимально короткие сроки. Было бы удобно, если бы при вводе данных контрагента также выводилась информация о том, обладает ли контрагент признаками фирмы-однодневки или сколько инспекцией вынесено решений об отказе в вычете НДС по взаимоотношениям с данным контрагентом. Тогда бы этот сервис можно было рассматривать как один из признаков проявления налогоплательщиком должной осмотрительности", - считает Диана Маклозян, глава юридического департамента консалтинговой компании HEADS.

    Поделиться