Удивительно, но многие на Украине в массе своей не замечают происходящей с ними трагедии, и по-прежнему считают покрышку эффективным способом "европеизации" - еще десять дней назад они опять жгли их на майдане. Понимание того, что за каждым кубометром черного ядовитого дыма уже стоит чей-то финансовый и властный интерес к ним не приходит. Равно как не замечают они и отсутствия единой власти в "единой Украине" как таковой.
Как бы ни старался Петр Порошенко изображать из себя полновластного руководителя государства, стать таковым ему не дает тот самый "евромайдан", его многочисленные спонсоры, вроде затаившейся до времени Юлии Тимошенко, отдохнувшего в США экс-главы президентской администрации Сергея Левочкина, и пула олигархов, среди которых сам Порошенко - не самый крупный. Эти люди, в отличие от Порошенко и Кличко, не получили свои дивиденды от переворота, и теперь действуют через людей, монополизировавших право их поджигать покрышки, а равно вещать от имени майдана.
За примерами далеко ходить не нужно, первый и самый очевидный - уже оформившийся юридически в статусе партии "Правый сектор", и его лидер Дмитрий Ярош. Иначе как пощечиной президенту его недавнее обещание прийти в Киев с оружием и провести "настоящую реформу МВД" назвать сложно. И Порошенко эту пощечину стоически вынес, коль скоро лояльный президенту министр внутренних дел Арсен Аваков хотя и назвал Яроша фигляром, но своего первого заместителя по требованию боевиков уволил, а арестованных до этого за рэкет, грабеж и незаконное владение оружием их "побратимов" отпустил.
Сложно представить, чтобы в европейском государстве вооруженная нацистская группировка диктовала условия власти. Правда, в украинских выпусках новостей это первым номером не стало, и уж совсем никто не сказал все еще ожидающим европейского уровня жизни украинцам, что сам по себе Ярош - вассал днепропетровского губернатора Игоря Коломойского. Не знают они, что и Олег Ляшко, нападающий сегодня на Коломойского и ведущий за собой наименее образованные массы - всегда был и есть игрушка в руках конкурирующей олигархической группы Фирташа-Левочкина.
Из-за этого внутриполитическая ситуация на Украине такова, что совершенно не ясно, кто на Украине сегодня является субъектом высшей власти, кто может отвечать за свои слова и обязательства, и с кем высоким заинтересованным сторонам - ЕС, ОБСЕ, США, России или ООН вести переговоры. Ведь любой результат мирных переговоров или план урегулирования, под которым гипотетически может подписаться Порошенко, тут же будет перечеркнут десятком боевиков-провокаторов с "коктейлями Молотова" и покрышками.
Выпустив разрушительную энергию толпы на майдане под обещания скорой вольготной жизни, нынешние властители Украины сами оказались в заложниках этой инерции разрушения, которой пронизано буквально каждое сегодняшнее решение официальных властей, действующих в логике запретов и ограничений. Запрещена коммунистическая партия, ограничена подача тепла в квартиры, запрещены российские СМИ, ограничены или вовсе сведены на нет социальные выплаты. Как здесь не вспомнить, что последний раз права украинцев расширялись при "диктаторе" Януковиче, и это был тот самый закон о языковой политике, даровавший русскоязычным гражданам право не чувствовать себя людьми второго сорта. Этот закон, напомним, после переворота победители отменили первым.
Впрочем, скоро этот образ мысли и действий современных украинских властей - "власти" в единственном числе на Украине уже нет - может вернуться к ним бумерангом под названием "люстрация". Верховная рада готовится принять закон "Об очищении власти", который не обещает ничего хорошего ни чиновникам, ни населению. Например, статья N 4 этого законопроекта под названием "Основания непрохождения проверки" автоматически отказывает в праве на государственную должность всем высшим чиновникам времен президентства Януковича, занимавшим посты с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014. Но ведь именно Петр Порошенко вплоть до 11 марта 2010 года был министром иностранных дел Украины, позже - до 23 февраля 2012 года руководил Национальным банком, а через месяц стал министром экономического развития в правительстве Николая Азарова. То есть президентом новой Украины в соответствии с положениями закона быть никак не может.
Не менее сложная биография и у Александра Турчинова, в свое время возглавлявшего райком комсомола в Днепропетровске. К слову, те же самые ограничения могут коснуться и лидера парламентских ультра-националистов Олега Тягнибока, бывшего комсомольским активистом в институте, и возглавлявшего первичную ячейку во время службы армии. И уж совсем не на что рассчитывать в новой власти его соратнице, фурии украинского нацизма Ирине Фарион, умудрившейся вступить в КПСС в 1990 году, одной из последних во всем Львовском политехническом университете.
Текст закона, в действительности, продиктован майданом и мечтой о полной, тотальной смене власти, проявлением которой стала и популярная шутка о том, что полная победа люстрации на Украине произойдет после того, как в зале заседаний Верховной рады упадет огромная люстра.
Под действие закона попадают буквально все, кто хоть как-то обеспечивал жизнедеятельность государства Украины до февральского переворота: судьи, милиционеры, чиновники министерств, ведомств, государственных агентств, прокуроры, военнослужащие и многие другие категории вплоть до начальников ЖЭКов. К сожалению, всю глубину пропасти, которая откроется для Украины с принятием этого закона и последующей полной победой толпы, мало кто в Киеве понимает. Хотя признаки отрезвления поступили, откуда не ждали: об отставке накануне заявила Татьяна Черновол, глава правительственного Антикоррупционного бюро, националистка и яростный адепт всеобщей люстрации. О решении уйти и бесперспективности своей борьбы она объявила в собственном блоге.
"Несколько недель назад частный украинский телеканал 1+1 угостил зрителей примечательным репортажем о деяниях одного из богатейших жителей страны", - пишет в статье для Foreign Policy журналист "Украинской правды" Сергей Лещенко. Героем репортажа был магнат Дмитрий Фирташ.
Телеканал постарался изобразить Фирташа как марионетку Кремля. "А некоторые зрители, возможно, подметили странное совпадение: владелец 1+1, магнат и политик Игорь Коломойский, - заодно самый ярый конкурент Фирташа", - объясняет автор.
Коломойский и Фирташ принадлежат к кругу украинских олигархов.
"В идеальном мире олигархи отошли бы в прошлое. Революция "евромайдана", которая полгода назад свергла президента Януковича, целилась прямо в систему жестокого кумовского капитализма, которая сковывала постсоветское развитие Украины. Но даже сейчас, спустя месяцы, некоторые олигархи по-прежнему процветают, наращивая свою богатство и власть, хотя страна с трудом пытается обуздать хаос на востоке", - говорится в статье.
После майдана сильно пострадал миллиардер Ринат Ахметов, которого автор называет "одним из тех, кто иногда поддерживал Януковича". Проблемы Ахметова, утверждает издание, шанс для его соперников, прежде всего Порошенко. Президент Украины вполне может считаться частью олигархической системы. Он никогда не достиг бы нынешнего положения, если бы не нехватка надежных лидеров среди революционеров.
"Поведение Порошенко после ареста Фирташа многое проясняет", - пишет автор. В тот момент Порошенко жаждал помощи. "И он отправился в Австрию, где навестил Фирташа (спустя несколько дней после освобождения последнего под залог), чтобы заручиться поддержкой телеканала Фирташа "Интер", - говорится в статье. - Кстати, излишне упоминать, что Фирташ тоже использовал "Интер", чтобы при каждом удобном случае очернять репутацию Коломойского". Фирташ, со своей стороны, надеялся, что Порошенко поможет ему избежать экстрадиции в США и защитит его от Коломойского.
Между тем Коломойский после революции совершил "впечатляющий взлет", продолжает автор статьи. В марте новое правительство отчаянно искало местных лидеров, способных обуздать сепаратизм и помочь армии деньгами. Оно назначило Коломойского губернатором Днепропетровской области. "Гражданин трех стран - Украины, Израиля и Кипра - Коломойский ухватился за шанс создать себе новую идентичность пылкого защитника украинского суверенитета", - пишет Лещенко. Благодаря своей националистической позиции он ныне стал одним из самых популярных политиков, несмотря на то, что майдан клялся избавить Украину от власти олигархов.
"Новоявленная популярность Коломойского вполне может изменить внутриполитический расклад на Украине", - полагает автор. Возрастает вероятность, что после октябрьских выборов Рада следующего созыва будет закулисно контролироваться олигархами.
Автор Foreign Policy ожидает обострения соперничества "нескольких фракций, контролируемых олигархами". "Непредсказуемым фактором остается Коломойский, который пока не решил, кого будет финансировать", - говорится в статье. По слухам, он планирует создать националистическое движение. Очевидно, что украинская бизнес-элита по-прежнему формирует политическую повестку дня. "Порошенко придется решать, действительно ли он хочет бороться с коррупцией, из-за которой украинцы массово вышли на улицы, либо он готов довольствоваться старой олигархической политикой" - так завершается статья.