По утверждению мэра Таллина Эдгара Сависаара, "теперь "Биргитта" - замечательная и яркая традиция". В этом году, помимо того, что фестиваль отметил собственный юбилей, участники отпраздновали еще и 75-летие художественного руководителя фестиваля, известного эстонского дирижера Эри Класа.
Программу фестиваля открыла постановка "Мессы" Леонарда Бернстайна - мюзикла о молодежи, ищущей свой путь к вере и миру во время вьетнамской войны. Петербургский академический театр Леонида Якобсона представил свое видение "Спартака" - одного из самых зрелищных и редко появляющихся на сцене балетов. Швейцарский оперный театр "Бьель Солотурн" и его международная труппа в сопровождении Таллинского камерного оркестра показали комическую оперу Моцарта "Похищение из Сераля". Ну и на десерт публике была преподнесена опера "Бал-маскарад", в которой режиссер Московской "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман провел параллели между историческими событиями и жестоким, полным войн и насилия современным миром.
У "Геликон-оперы" с "Биргиттой" давние и особенные отношения. В 2005 году, на самом первом фестивале, геликоновцы привезли и показали "Диалоги кармелиток" Пуленка. Это произведение удивительно гармонично вписалось в ауру монастыря, по достоинству публика оценила и исполнительский уровень артистов. С тех пор коллектив Дмитрия Бертмана стал на фестивале желанным и частым гостем. В 2006 году театр привез на фестиваль "Милосердие Тита", "Аполлона и Гиацинта" и "Леди Макбет Мценского уезда", в 2009 году - "Фальстафа" Верди и "Сибирь" Джордано, в 2011 году - "Русалку" Дворжака и "Кармен" Бизе. И вот теперь была представлена премьера - опера Джузеппе Верди "Бал-маскарад" с ведущими солистами театра Еленой Михайленко, Ильей Говзичем, заслуженной артисткой РФ Ксенией Вязниковой, Алексеем Исаевыми, Лидией Светозаровой.
- Не преувеличу, если скажу, что этот коллектив "Геликон-оперы" - любимец нашей публики, - говорит худрук фестиваля Эри Клас. - В Бертмане, которого я знаю с его студенческих лет, меня пленит изобретательность, непохожесть на других, способность сделать, как в шахматах, неожиданный ход, развернуть тему любого классического произведения так, что оно вдруг становится современным и актуальным, прямо-таки бьет в сегодняшний день. У него нет постановок, в которых герой входит справа и выходит слева, обязательно будет какой-то всплеск, выброс, неожиданное действие. Это - большой талант.
- Наш зритель любит новое, неожиданное, то, чего не дают ему другие театры, продолжает Эри Клас. - Например, "Месса" Бернстайна никогда не звучала ни в Эстонии, ни в Финляндии. Зато очень ярко прозвучала у нас, я горжусь этим. И конечно же, мы очень ценим повышенное внимание к фестивалю со стороны русского населения Эстонии и стараемся отвечать тем же - обязательно приглашаем российские театры. В этом году двое из четырех участников были из России. Мне рассказали, как публика, покидающая монастырь после спектакля, устроила овации артистам питерского балета прямо у монастырских стен, у походной гримерки-палатки, где они переодевались. По-моему, очень красноречивая деталь.
Завершился фестиваль грандиозной концертной программой "КЛАСсная опера" - это был подарок Дмитрия Бертмана и его театра Эри Класу. За дирижерский пульт встал сам маэстро, и казалось, что даже вековые каменные стены монастыря затаили дыхание, наблюдая за вдохновенными движениями его рук и слушая волшебную музыку...
На вопрос "РГ", есть ли у него неосуществленная мечта, Эри Клас ответил:
- Скажу честно: моя главная мечта уже осуществилась - я оказался востребованным и нужным людям. А теперь вот у меня еще есть и "Биргитта", это, наверное, как поздний и поэтому самый любимый ребенок. Я чувствую огромную радость от того, что фестиваль отметил свое десятилетие, что к нам в Эстонию приезжают музыканты из разных стран, что монастырь Биргитта теперь живет, дышит, потому что наполнен людьми и музыкой.