20.08.2014 18:06
    Поделиться

    Ученые не нашли следов таяния Северного морского пути

    В столицу Поморья вернулась арктическая экспедиция плавучего университета. Коллектив Северного Арктического федерального университета (САФУ) провел очередные метеорологические, географические и биологические изыскания, мониторинг ледовых покрытий и условий проводки судов на маршруте. Так же в этом году появилось новое направление исследований - культурно-историческое наследие арктического региона.

    Изначально путь экспедиции лежал из Архангельска через острова Колгуев и Вайгач на Диксон и далее через пролив Вилькицкого на мыс Челюскина и мыс Баранова. Сильные циклоны и ледовая обстановка всего северо-восточного побережья Таймыра серьезно скорректировали маршрут.

    - Невзирая на все разговоры о глобальном потеплении и прочих процессах, связанных с уменьшением площади ледяного покрова в Арктике, уже третий год пролив Вилькицкого не открывается для судоходства, - отметил участник экспедиции, ведущий инженер центра мониторинга Арктики САФУ Дмитрий Ковалев. - Мы были там в разгар арктического лета - 12 августа, пролив был полностью скован ледовым панцирем. Разговоры о том, что Северный морской путь будет открыт почти весь летний сезон, имеют под собой мало оснований. Июньский рейс университета также показал, что площадь, покрытая льдом, в этом году значительно больше, чем в прошлом. Так что без сопровождения ледокола навигация пока по всей протяженности СМП невозможна.

    - Мы не смогли продвинуться дальше порта Диксона, - рассказал начальник экспедиции Константин Зайков. - Тем не менее, все запланированные полевые работы в этих широтах были выполнены. Пришлось нанести дополнительные точки в других районах, которые так же включены в программу плавучего университета. Зашли на Новую Землю, к мысу Желания, вернулись к острову Вайгач и в горло Белого моря. Вместо шести полевых высадок было девять.

    Работали все естественнонаучные блоки (биологи, географы, физики), а также гуманитарии - историки и правоведы. В задачу последних входила фиксация исторической и социокультурной памяти Арктики. Большое число станций и поселений консервируется, переводится в автоматический режим. Уходят и люди - живые свидетели развития и постсоветского упадка заполярных территорий.

    - Такая работа необходима и требует немало времени, - считает доцент кафедры культурологи и религиоведения САФУ Василий Матонин. - Я занимался опросами работников на Диксоне, на Вайгаче и Колгуеве. Вопросы традиционные: промыслы и ремесла, диалог культур, поморский след в Арктике. Удалось сделать любопытные наблюдения после сравнения естественнонаучных и гуманитарных знаний. Удивительно, как взаимодействие растений в условиях Арктики проецируется на поведение людей различных культур в тех же суровых условиях - когда они не конкурируют между собой, а сообща пытаются выжить. Мирно сосуществуют, без национальных конфликтов и противоречий.

    В августовской экспедиции принял участие и известный российский телеведущий Михаил Кожухов, который работает над документальным фильмом о Северном морском пути.

    - К сожалению, многое из того, что мы увидели, оставляет очень грустное впечатление, - рассказал Кожухов. - Мы увидели населенные пункты-призраки, из которых ушла жизнь. Эти бесконечные ржавые бочки. Для меня они в большей степени стали символом Северного морского пути, нежели белые медведи или дрейфующие льды. Ты глазами видишь, какие колоссальные усилия были вложены в открытие и освоение этих земель: человеческие, финансовые. Это наводит на серьезные размышления - неужели все впустую? Судьба в очередной раз предлагает России сделать некий мощный арктический проект, который был бы сопоставим с покорением космоса. И будет очень обидно, если мы с этим вызовом не справимся.

    Поделиться