Оказывается, школьники с самой высокой финансовой грамотностью живут в Шанхае. Это показало исследование Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которое проводит Организация экономического сотрудничества и развития. Оно охватило 18 стран преимущественно с развитыми экономиками. Россия в ОЭСР не входит, но она также участвовала в исследовании.
Исследование ОЭСР охватывало 15-летних учащихся. В России оно затронуло 1187 учащихся из 227 школ в 42 регионах. И они, отвечая на замысловатые вопросы, показали такие же знания, как учащиеся во Франции, и более высокие результаты, чем в Словении, Испании, Хорватии, Израиле, Словакии и Италии. А на первых строчках после Шанхая расположились Бельгия, Эстония, Австралия, Новая Зеландия, Чехия, Польша и Латвия.
Между уровнем финграмотности и закредитованностью людей существует прямая зависимость, уверен Сторчак. Незнание элементарных законов поведения на финансовом рынке может быть фатальным. Поэтому минфин с Всемирным банком готовятся к тому, чтобы с детства учить нас финансовым навыкам. И для этого хотя бы уметь читать договоры, понимать, чем отличается номинальная процентная ставка от полной стоимости кредита.
Уже с 1 сентября финансовую грамотность будут преподавать у нас в 15 региональных вузах, а также в ряде школ. В будущем этот курс будет изучаться повсеместно. Министерство образования и науки рассматривает два варианта: включить этот модуль в уже изучаемые в школах предметы, например, в обществознание, или ввести отдельный предмет, рассказал замглавы ведомства Александр Климов. Сейчас завершается разработка соответствующих курсов для всех десяти классов общеобразовательной школы и учреждений профессионального образования.
А пока 83 процента российских школьников успешно сдали своеобразный ЕГЭ по финансовой грамотности, подчеркнула руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галина Ковалева. Из них 23 процента показали хорошие результаты, то есть продемонстрировали способность использовать финансовые продукты без ущерба для себя и своей семьи.
А вот 17 процентов оказались неподготовленными и, выйдя в большую жизнь, рискуют потерять заработанное. И среди них больше всего детей из семей с низкими доходами, живущих в небольших поселениях. В целом по России уровень финграмотности выше обычно у детей, у которых хотя бы один родитель имеет высшее образование или занят квалифицированным трудом. Социально-экономическое положение семьи имеет в этом плане огромное значение.
Сейчас у наших учащихся больше всего проблем с пониманием механизмов кредитования, операций по банковским вкладам, безопасности при покупках в интернет-магазинах. И совсем туго с проблемами инвестирования и знанием системы налогообложения.