С чистого листа
Председатель комитета госзаказа правительства Хабаровского края Андрей Лучин считает, что разницу между КС и ФЗ-94 игроки рынка почувствовали сразу.
- Контрактная система - более обширное понятие, это целый комплекс правил. Они начинаются с формирования потребности, планированием закупки и заканчиваются оценкой исполнения ее эффективности, - говорит он.
Впрочем, по-настоящему оценить, как было и как стало, пока сложно: КС еще не заработала в полном объеме, ее положения вступают в действия поэтапно до 2017 года. Минэкономразвития РФ попросило всех участников и заинтересованных лиц высказаться относительно недочетов, которые они видят в законе. Край, как и остальные регионы, регулярно отправляет в министерство свои предложения. Как говорят сами чиновники - "по 15 страниц ежеквартально". Их труды не пропадают: в закон вносятся изменения, корректируя ошибки и двусмысленности.
А менять есть что.
- Нормы, которые сегодня прописаны в документе, допускают неоднозначное толкование, - утверждает Константин Кулумбегов, заместитель председателя комитета госзаказа Хабаровского края. - Вся нормативно-правовая база по КС готовилась в спешке. Процесс планирования регулируется отдельными приказами минэкономики. Есть регулирующий нормативный акт, он ссылается на другой, а тот на третий. Сопоставить заказчикам все вместе очень сложно.
Ему вторит директор департамента государственного заказа Приморского края Елена Волкова:
- Работать с законом трудно в силу того, что в нем очень много двусмысленностей, порой противоречащих друг другу норм.
Нет ясности и в "генеральной линии". Как вспоминает Кулумбегов, вначале было продекларировано, что приоритетной формой закупки является конкурс. Дескать, хватит сбрасывать на аукционах цены.
- А сейчас ФАС начинает подталкивать нас к мысли о необходимости аукционов, - сетует чиновник. - Но ведь целью торгов является не понижение цены, а эффективность закупки, которая не всегда означает только низкую стоимость. Это особенно видно при строительстве крупных дорог - не обязательно тот, кто предложил меньшую цену, выполнит задачу лучше.
Это подтверждает сотрудник генпрокуратуры РФ в ДФО Алексей Зарецкий.
- Мне рассказывали показательную историю в правительстве Чукотского АО, - говорит он. - Они решили купить форму для региональной детской футбольной команды. Объявили торги - выиграла компания из Центральной России. Когда дети увидели свои новые костюмы - просто заплакали. "Треники" из 1930-х годов - вот на что это было похоже. Зато формально всем требованиям заявки отвечали. И очень, очень недорого…
Некоторые неоспоримые преимущества КС обнаружились с самого начала.
- В ней появилась сложная методика обоснования цены. Раньше просто указывалось, что цена должна быть обоснована, - говорит Константин Кулумбегов. - А сейчас прописан сам механизм. Любой гражданин может зайти на сайт госзакупок и посмотреть - вот заказчик хочет автомобиль по такой-то цене. Почему не дешевле? А, глядите, тут есть конкретные предложения от конкретных дилеров. Далее приведены соответствующие расчеты, которые тот же гражданин с легкостью перепроверит. А если возникнут сомнения, он смело может обращаться с жалобой в контролирующие органы.
Процесс пошел
К новой системе начинают привыкать. Оба края уже разработали и приняли все необходимые региональные правовые акты в рамках ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Надо сказать, что от региона в данном случае зависит очень многое. Например, хабаровчане сознательно "усложняют жизнь" заказчикам.
- Мы единственный субъект России, где от них требуется заранее указать в заявке двух подходящих по параметрам производителей (не поставщиков!) техники или оборудования - это изначально обеспечивает конкуренцию, - рассказывает Андрей Лучин.
Специалистам профильных ведомств пришлось за эти полгода в усиленном режиме поработать и учителями.
- Так как основной принцип нового закона - профессионализм заказчика, мы обучили порядка 100 государственных служащих Приморья. В органах исполнительной власти, наших департаментах работают люди, которые на профессиональной основе занимаются контрактной деятельностью, - рассказывает Елена Волкова.
Хабаровский комитет пошел еще дальше: с начала года специалисты юридической службы обучили свыше 600 сотрудников контрактных служб заказчиков края.
Одной из главных задач при введении нового закона была экономия бюджетных средств. Она, как отмечает Волкова, за первое полугодие 2014 года по закупкам органов исполнительной власти края составила около шести процентов к начальной максимальной цене.
В Хабаровском крае цифра отличается мало - 5,4 процента. Абсолютные величины впечатляют куда больше.
- Мы разместили за 2013 год закупок на сумму около 20 миллиардов, и экономия составила 1,5 миллиарда, - рассказывает Андрей Лучин. - За шесть месяцев 2014-го соответственно - 9,6 и 0,52 миллиарда.
Экономия экономией, но стремление сбить цену порой в буквальном смысле переходит все границы. Андрей Лучин вспоминает, как однажды на аукционе торговались поставщики услуг. Начальная максимальная цена - около миллиона рублей. В процессе снижения цены пройденная нулевая отметка осталась никем из сторон незамеченной. По правилам госзакупок на этом аукцион не останавливается и продолжается - уже на право заключить этот контракт. В результате азартный победитель оказался перед фактом: он должен заплатить три миллиона рублей… чтобы оказать требуемые услуги.
Большинство поставщиков новую систему восприняли с одобрением.
- Принцип материального обеспечения заявки позволяет отсеять на начальном этапе те мелкие фирмочки, которые по определению не могут выполнить заказ как полагается, - подчеркивает директор компании по поставке медоборудования Евгений Лыков.
Контроль не дремлет
КС подразумевает усиленный контроль. Во-первых, общественный. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" разместило документы о закупке нового внедорожника Nissan Patrol стоимостью 3,07 миллиона рублей. Закупка от синоптиков была приостановлена в связи с жалобой общественников, поступившей в хабаровское УФАС: государственным организациям запрещено покупать автомобили иностранного производства.
Во-вторых, контролируют закупки и соответствующие органы. Как считают эксперты, порой чересчур активно.
-То, что контролирующий орган считает нарушением, им может и не являться, - замечает Константин Кулумбегов. - И, соответственно, суд это решение отменит.
Правда, материальные потери никто не возместит.
- Настоящий бич добросовестных участников - "профессиональные" жалобщики. Они находят в чужих документах незначительные ошибки, опечатки, процессуальные неточности. Тем самым удаляют с торгов невыгодных им хозяйственных субъектов и расчищают путь другим, в интересах кого на небезвозмездной основе действуют. Это происходит так часто, что назрела необходимость разрешить ситуацию, - подтверждает Андрей Лучин. - Ведь все достаточно серьезно: мы ездим в Москву на рассмотрение жалоб, эти расходы потом бюджету края никто не компенсирует. Жалобу ФАС признает необоснованной, но поезд-то ушел и деньги на командировочные расходы потрачены. Я убежден, что за подобными случаями должны следовать серьезные штрафы недобросовестным жалобщикам и компенсация убытков.
Как говорят специалисты, мнение, что "заказчик плохой, а поставщик всегда хороший", не более чем миф. Поддельные документы поставщиков уже никого не удивляют. Банковские гарантии - хрестоматийный пример. Подделывают даже лицензии на охранную деятельность, которые выдает полиция. Иногда даже оказывается, что организации, от которой приносят бумагу, не существует вообще.
Кулумбегов вспоминает показательный случай.
- Чтобы принять участие в крупной стройке, поставщик услуг должен иметь определенный допуск СРО, - говорит он. - И вот приносят явную подделку. Мы направляем ее в органы МВД. Оттуда приходит ответ: гражданин объяснил, что он купил допуск на улице за 100 тысяч рублей, не зная, что тот поддельный. А дальше совсем интересный вывод: состава уголовного преступления нет.
Выявляют на торгах и картельный сговор.
- Практика применения закона показала, что на аукционах по-прежнему применяют "таран", - рассказывает директор департамента государственного заказа Приморского края Елена Волкова. - Два участника антиконкурентного соглашения, изображая активную торговлю между собой, резко опускают цену. Добросовестные участники, понимая, что не смогут выполнить работу за такие деньги, снимают свои заявки. В это время появляется еще один поставщик, готовый заключить контракт на сумму, незначительно меньше предложенной. Экономия бюджетных средств в таких случаях, как правило, минимальна.
Как отмечает Волкова, с подобными проявлениями департамент борется совместно с УФАС, однако изжить подобные вещи только с помощью норм права вряд ли удастся.
- Их и доказать-то трудно, - говорит прокурор Алексей Зарецкий. - Хотя отказ от участия в аукционе всегда привлечет внимание.
Впрочем, как рассказывает он, гораздо чаще встречаются в заявках нарушения чисто технические.
- В прошлом году мы выявили по округу 6147 нарушений. А в первом полугодии 2014-го - уже 4259, - приводит цифры Зарецкий. - Понятно, что подавляющее большинство - это, что называется, неправильно поставленные запятые…
Александр Сухаренко, директор Центра новых вызовов и угроз национальной безопасности:
— Закупочная система является одной из коррупционных сфер управления. Ежегодный ущерб от нарушений в этой сфере измеряется сотнями миллионов рублей. Несмотря на это, количество уголовных дел против крупных чиновников исчисляется единицами. Основные причины невысокой результативности правооохранителей — размытость формулировок законодательства и сложность доказывания сговора чиновников с победителем аукциона.