Новости

Стать собственником квартиры и дачи можно будет за пять дней и без бумажных документов
В будущем подтвердить свои права на жилье можно будет с помощью айфона или планшетного компьютера: один клик, и на экране высветится электронное свидетельство на квартиру, полученное в Росреестре. Вся база данных о недвижимости в стране будет собрана в один государственный реестр. А сроки регистрации жилья сократят до 5 - 7 рабочих дней. Об этих и других важных новациях сообщил на "Деловом завтраке" в "Российской газете" руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Игорь Васильев.

Игорь Владимирович, сегодня информационные технологии позволяют решать многие вопросы быстро и без утомительных хождений по инстанциям. Готовы ли вы идти в ногу со временем? Например, начнет ли Росреестр принимать электронные документы?

Игорь Васильев: Ответ на ваш вопрос: да.

Серьезно?

Игорь Васильев: Куда уж серьезнее. Нам вменено в обязанность не только обеспечить прием документов на регистрацию прав в электронном виде, но и по экстерриториальному принципу. То есть в любом офисе приема документов, вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости. Такие задачи прописаны в наших основных документах: федеральной целевой программе и "дорожной карте".

Иными словами, прямо из Москвы можно будет зарегистрировать права на дом, скажем, в Тверской области?

Игорь Васильев: Да. С 1 октября прошедшего года из закона о регистрации исключены основные нормы о том, что регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Однако возможность и порядок подачи документов в любой территориальный орган, в том числе не по месту нахождения объекта недвижимости, этим законом не определены.

Минэкономразвития России уже направило в правительство России проект федерального закона "О государственный регистрации недвижимости". Этот законопроект нацелен на реализацию концептуальных пунктов "дорожной карты" по повышению качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Среди основных мероприятий "дорожной карты" можно выделить и возможность подачи документов для регистрации прав и кадастрового учета недвижимости по экстерриториальному принципу. Благодаря этому документы можно будет подать в любом офисе Росреестра, Кадастровой палаты и многофункциональном центре вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости.

Значит, приходить в офис все-таки придется? А как же электронные процедуры?

Игорь Васильев: Мы обеспечим возможность подачи документов и в электронном виде. Планируется, что в будущем году подобный сервис уже заработает. Но у человека ведь нет желания посетить Росреестр для собственного удовольствия, а есть определенная цель: зарегистрировать права на недвижимость. Точно также, например, при походе в банк у человека нет стремления повидать банкиров и посмотреть офис. У него конкретная цель: получить кредит, положить деньги на депозит. Поэтому процедура должна быть максимально удобной, понятной и дружелюбной по отношению к гражданам. Например, возможность обращения в электронном виде. И работа по внедрению подобных процедур ведется. Это перспектива, которая нас всех ожидает.

Тем не менее для подачи юридически значимых документов гражданину нужна электронная подпись, которая стоит денег. Не получится ли обратный эффект: электронные процедуры причинят лишние неудобства и дополнительные траты?

Игорь Васильев: У человека всегда останется право выбора: обращаться в электронной форме, приходить лично в подразделение Росреестра или решать свой вопрос в ближайшем многофункциональном центре. Кому как удобно, тот пусть так и делает. Кроме того, отмечу, что возможность экстерриториальной подачи документов не ограничивается подачей всех документов только в электронном виде. Мы предусматриваем и такую возможность, как создание на основе бумажных документов, представленных заявителем, электронных документов (электронных образов бумажных документов) непосредственно нашими работниками.

В электронных процедурах есть один тонкий момент: как обеспечить безопасность человека, если его квартиру можно будет переоформить заочно? Не пришлют ли вам фальшивые документы? И кто проверит, хотел ли на самом деле хозяин продавать жилье?

Игорь Васильев: Электронный документ защищен от подделок не меньше бумажного. Подделывать пытались и пытаются и бумажные документы, но что из этого получается? Массовых фальсификаций нет. Точно также и с электронными документами. Как уверяют специалисты по информационным технологиям, цифровая подпись обеспечивает достаточную защиту.

Что вы можете сказать о нотариально заверенных сделках? Может, правы те, кто предлагает ввести обязательное оформление сделок с недвижимостью через нотариуса?

Игорь Васильев: Сегодня обращение к нотариусу - дело добровольное. У нас есть соглашение с нотариатом, с февраля этого года срок регистрации прав на недвижимость на основании нотариально удостоверенных документов сокращен.

И все-таки можно уточнить? Скажите, нотариус имеет свободный доступ к вашей базе данных? Или действует через запросы в базу?

Игорь Васильев: Конечно, через запросы.

Для граждан, которые решили оформить сделку с жильем самостоятельно, без нотариуса, сроки останутся прежними?

Игорь Васильев: Пока да. Но в соответствии с "дорожной картой" по повышению качества государственных услуг в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости уже к 2018 году срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество по всей стране сократится до 7 дней, срок постановки на государственный кадастровый учет - до 5 дней.

Кстати, какую роль сегодня, в эпоху информационных технологий, играет свидетельство о праве собственности на квартиру? Если принести вам документ, а в вашей базе не будет соответствующей записи, чему поверите? Что первично, электронная база или бумага с вашей печатью?

Игорь Васильев: Свидетельство, вот это красивое, номерное, с водяными знаками, как и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, конечно же, вторично, оно только подтверждает факт проведения регистрации права в конкретный - указанный в нем в качестве даты выдачи - момент времени, не являясь правоустанавливающим документом. Главное, что подтверждает ваше право, это запись в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Будет запись, на ее основе уже выдаются и свидетельства, и выписки.

Почему тогда не упразднят свидетельства? Мы привыкли с советских времен, есть бумажка - все замечательно. Но сегодня потенциальный покупатель квартиры, видя такое свидетельство, не может быть уверен, что перед ним хозяин жилья. Не пора ли переходить тогда на электронные документы? Тем более что уже принят закон, приравнивающий бумажные документы к электронным.

Игорь Васильев: Закон о регистрации уже предусматривает, что проведение государственной регистрации может быть удостоверено либо свидетельством о государственной регистрации прав, либо выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - по выбору правообладателя. При этом свидетельство может быть оформлено только в бумажной форме, а выписка из реестра, как в бумажной, так и электронной. В будущем планируется полностью отказаться от свидетельства о государственной регистрации права. Это предусматривает закон "О государственной регистрации недвижимости", о котором я уже говорил. Согласно нашей "дорожной карте" закон вступит в силу в 2018 году. В любом случае, покупателю, чтобы быть уверенным в том, что перед ним действительно хозяин жилья, целесообразно самому запросить сведения из ЕГРП, включая сведения о переходе прав на объект недвижимости. При этом запросить и получить сведения из реестра можно в том числе и в электронном виде.

В целом, какие электронные услуги сейчас уже доступны в вашем ведомстве, не выходя из дома? Что гражданин может получить по электронной почте?

Игорь Васильев: По государственному кадастровому учету недвижимости Росреестр предоставляет 27 процентов госуслуг в электронном виде. Более 20 процентов заявителей заказывают и получают выписки из ЕГРП и ГКН через Интернет. Только в январе-июне 2014 года электронные сервисы Росреестра обработали около 4,4 миллиона запросов и заявлений о предоставлении государственных услуг.

В будущем планируется полностью отказаться от свидетельства о государственной регистрации права

Волнующий вопрос - налоги. Недавно был повышен земельный налог, планируется ввести налог на недвижимость. Люди беспокоятся, не насчитают ли лишнего.

Игорь Васильев: Этот вопрос - к налоговой службе, именно она осуществляет администрирование налоговых поступлений.

А информацию по недвижимости для начисления налогов подает именно Росреестр. Корректные ли данные поступают в налоговую инспекцию?

Игорь Васильев: Вполне корректные. Росреестр проводит масштабные мероприятия по формированию единого государственного реестра недвижимости. Идет работа по сопоставлению сведений ЕГРП и ГКН. Актуализируются сведения информационных ресурсов путем взаимодействия с организациями по государственному техническому учету и технической инвентаризации, органами государственной власти и местного самоуправления. Совместно с налоговой службой ведется сопоставление сведений, содержащихся в информационных ресурсах двух ведомств, в отношении объектов капитального строительства, права на которые возникли до вступления в силу закона о регистрации и не зарегистрированы в ЕГРП. Совместные действия наших служб направлены прежде всего на обеспечение качества и актуальности данных об объектах недвижимого имущества.

Еще по поводу налогов: может ли Росреестр уведомлять в автоматическом режиме налоговую службу о том, что недвижимость перешла из рук в руки. У человека конкретная ситуация: поменял квартиру, налоги пришли и на новую, и на старую, уже бывшую. Пришлось ходить и разбираться. Конечно, все исправили без проблем, но все могло решиться еще проще.

Игорь Васильев: В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации территориальные органы Росреестра регулярно предоставляют сведения о расположенном на их территории недвижимом имуществе и их владельцах в налоговые органы. Это происходит в течение 10 дней со дня регистрации прав на каждый объект недвижимости, а также в массовом порядке ежегодно до 1 марта следующего за отчетным года. Таким образом, информация о недвижимом имуществе и его правообладателях в установленные сроки, установленном объеме и установленном формате передается Росреестром в налоговый орган. Налоговая служба на основании полученной от Росреестра информации определяет тот период, в котором вы были владельцем данного имущества с тем, чтобы исчислять налоги именно за этот момент.

Один из наших читателей недавно поинтересовался у подмосковных чиновников границами своего района. Первый чиновник ответил, мол, вы живете на территории Солнечногорского района. Другой же сказал, что это территория Химкинского района. Как разобраться, где граница?

Игорь Васильев: Границы муниципальных образований устанавливаются законами субъекта Российской Федерации, Московская область - не исключение. В законах описано прохождение границ муниципальных образований. Гражданин для понимания, в каком районе он живет, может выяснить это в органах местного самоуправления. Еще один способ - обратиться к публичной кадастровой карте, электронному сервису, размещенному на сайте Росреестра. С его помощью можно получить бесплатную информацию, как проходит граница муниципального образования, при условии, что она внесена в государственный кадастр недвижимости.

А разве не все границы муниципальных образований внесены в этот кадастр?

Игорь Васильев: Действительно, сведения о границах муниципальных образований внесены в государственный кадастр недвижимости не в полном объеме. По состоянию на конец июня этого года в ГКН содержатся сведения о границах 7169 муниципальных образований и 14 643 населенных пунктов. В настоящее время российские регионы проводят работу по координатному описанию границ муниципальных образований и внесению сведений о них в ГКН. Росреестр в рамках федеральной целевой программы заключил 45 соглашений об определении границ регионов и муниципальных образований. Мы договорились привлечь из областных бюджетов в 2014 году свыше одного миллиарда рублей. Выделенные средства планируется направить на проведение работ, связанных с точным определением "внешних" и "внутренних" границ регионов.

Больше всех средств запланировали на эти работы республика Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Удмуртия, а также Воронежская, Калужская, Московская и Тамбовская области.

До конца 2014 года Росреестр подпишет такие же соглашения с Мурманской областью, Москвой, Карачаево-Черкесской Республикой, Еврейской автономной областью и другими субъектами Российской Федерации.

Как ваше ведомство участвует в процессе проверки достоверности сведений, предоставляемых госслужащими о доходах и принадлежащей им недвижимости? Сотрудничаете ли с антикоррупционным управлением, недавно созданном в администрации президента Российской Федерации?

Игорь Васильев: Да, сотрудничаем. На запросы уполномоченных органов отвечаем в точно установленные сроки.

Много таких запросов?

Игорь Васильев: За 7 месяцев 2014 года только центральным аппаратом Росреестра обработано свыше 240 тысяч запросов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поступивших на портал Росреестра, по системе межведомственного электронного взаимодействия и по почте. С начала года по запросам уполномоченных должностных лиц администрации президента и аппарата правительства Российской Федерации предоставлены сведения в отношении 50 субъектов права при проведении антикоррупционных проверок.

Прямо из Москвы можно будет зарегистрировать права на дом, скажем, в Тверской области

Необходимо отметить, что в соответствии с законом Росреестр по запросам государственных и муниципальных органов власти предоставляет сведения из ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества. При этом органы власти анализируют полученные сведения о зарегистрированных правах на недвижимость и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной, муниципальной службы, на получение субсидий из бюджетов различных уровней с целью приобретения жилья и в иных, предусмотренных законом случаях.

Ключевой вопрос

Когда заканчивается "дачная амнистия"

Игорь Васильев

Ее срок в отношении объектов индивидуального жилищного строительства истекает 1 марта 2015 года, для иных объектов в законе о регистрации срок упрощенного порядка регистрации прав на них не ограничен.

Что нужно сделать тем, кто желает ею воспользоваться?

Игорь Васильев

До 1 марта 2015 года правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства. Представление правоустанавливающего документа на такой земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на него ранее зарегистрировано в установленном законом о регистрации порядке. Срок государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства составляет до 18 календарных дней, государственная пошлина - 200 рублей.

При регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства важно помнить, что объект индивидуального жилищного строительства и участок, на котором он расположен, должны быть учтены в ГКН. Постановка земельного участка на кадастровый учет не требуется, если указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ этого земельного участка.

Значит, за некоторыми документами, возможно, еще придется побегать.

Игорь Васильев

Заключение запрашивается Росреестром в соответствующем органе местного самоуправления, если оно не представлено заявителем самостоятельно. Всего с момента вступления в силу 1 сентября 2006 года закона о "дачной амнистии" до конца 2013 года в упрощенном порядке было зарегистрировано более 10 млн 100 тыс. прав, из них около 2,5 млн прав на объекты индивидуального жилищного строительства. При этом в последние годы количество прав, регистрируемых в упрощенном порядке, постепенно снижается.

После окончания "амнистии" никаких исключений не предвидится: все будут оформляться по длинной схеме?

Игорь Васильев

Как я уже сказал, бессрочно закон о "дачной амнистии" действует для земельных участков, предоставленных до введения в действие в 2001 году Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Для государственной регистрации права собственности на такой участок необходимо представить документ, удостоверяющий права на него. Участок должен быть учтен в ГКН.

Государственная регистрация права собственности на возведенные на земельном участке садовые домики и иные постройки, для которых не требуется разрешения на строительство, в упрощенном порядке также сроком не ограничена.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке