20.08.2014 23:42
    Поделиться

    У крымских рыбаков возникли проблемы с перерегистрацией судов

    Только за июль и начало августа рыбаки добыли свыше 2,8 тысячи тонн черноморского шпрота, основной промысловой культуры для крымских рыбаков.

    По сообщению Федерального агентства по рыболовству, улов на одно судно превышает показатели аналогичного периода прошлого года в полтора раза.

    Объектами промысла на сегодняшний день являются также черноморская кефаль, скаты, акула-катран, камбала-калкан. Кроме того, на минувшей неделе крымские рыбаки приступили к сезонному летне-осеннему лову бычка механизированными драгами в Азовском море.

    Лодка на приколе

    Рыболовные суда Крыма и Севастополя не выходили в море с 18 марта. Как сообщили "РГ" в Ассоциации рыбопромышленных предприятий Севастополя и Крыма, причина в том, что после присоединения Крыма и Севастополя к России возникла проблема с перерегистрацией судов под юрисдикцию РФ и поднятием на них флага России.

    Переходный период в Крыму действует до 1 января 2015 года, но рыбаки уже сегодня готовы к перерегистрации. Правда, ее механизм пока не выработан, а согласно украинскому законодательству снять отечественный флаг с судна можно в двух случаях: при продаже плавсредства иностранному резиденту или при его гибели.

    - Мы не можем получить свидетельство на право плавания судов под флагом Российской Федерации из-за невозможности снятия судов с учета на Украине, - сказал "РГ" председатель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб.

    Пока рыбаки работают по украинским документам и по украинской квоте, возникает вопрос, кому платить за эту квоту. По международному праву вылов рыбы в территориальных водах того или иного государства осуществляется по его квотам. В случае с Крымом - по квотам РФ. Но поскольку принадлежность полуострова и омывающих его вод оспаривается соседним государством, Украина требует оплачивать квоту в ее бюджет. Не платить тоже нельзя. Поскольку тут же возникнут проблемы с радиочастотами, предоставленными рыболовецким судам Украиной, и с мониторингом сейнеров.

    - Если до 1 января 2015 года судам не удастся перерегистрироваться, то ни один из сейнеров не сможет выйти в море. Даже если Россия перерегистрирует суда, то по международным правилам двойная регистрация недействительна, - уточнил Сивочуб. - Значит, суда смогут работать только в российской зоне моря, а выход за ее пределы будет чреват большими проблемами.

    Если владельцы судов вне существующей правовой базы сменят флаг, есть вероятность ареста судна при заходе в другой порт или выходе в экономическую зону Украины, то есть дальше 15 километров от берега.

    Вторая проблема связана с необходимостью переподготовки судоводителей и других специалистов по российским стандартам и получением ими соответствующих документов, позволяющих работать в России. Но такая переподготовка слишком дорого стоит, да и в Крыму пройти ее негде. Поэтому сейчас идет активный отток кадров из Крыма: кто-то уезжает за рубеж, кто-то на Дальний Восток и Север, где заключает контракты на много лет. И даже если в ближайшее время вопрос с регистрацией судов решится, выйти в море будет не с кем.

    Третья проблема - сбыт выловленной рыбы. Ведь все связи с украинскими трейдерами и переработчиками прерваны, а с подобными предприятиями в России контакты только устанавливаются. Как сообщило Росрыболовство, в последние недели крымские компании все-таки сделали первые шаги на внутренний рынок России. Однако проблемы остаются.

    Рыбный чартер

    По словам председателя госкомитета Крыма по рыболовству Андрея Дедюхина, до конца текущего года все рыбные хозяйства и предприятия Крыма продолжат работу в украинском правовом поле.

    - Мы сейчас занимаемся созданием реестров всех субъектов и объектов рыбного хозяйствования Крыма, разработкой законодательной базы, но на переходный период в сфере рыбного хозяйства Крыма будет действовать украинское законодательство, - сказал Дедюхин. - По крайней мере, те квоты и ограничения, которые были, действуют до конца года.

    Пока рыболовецкие суда могут работать только в российской зоне моря, а выход за ее пределы чреват большими последствиями

    Ассоциация рыбопромышленных предприятий Севастополя и Крыма, в свою очередь, предложила два наиболее безболезненных для рыбаков варианта. Первый заключается в том, чтобы разрешить в виде исключения выдачу временного свидетельства на право плавания под флагом России на основании договора бербоу-чартера (в торговом мореплавании это договор фрахтования судна без экипажа, когда фрахтователь вправе сменить флаг судна на какой-то срок).

    Второй вариант предполагает, также в виде исключения, разрешить рыболовным судам Севастополя и Крыма продолжить работу в Азово-Черноморском бассейне без смены флага по договору бербоу-чартера, заключенного между собственником судна и российской компанией, которая будет вести промысел.

    Кроме того, Ассоциация рыбопромышленных предприятий Севастополя и Крыма предложила Росрыболовству "рассмотреть возможность работы крымских рыбаков в 2014 году по квотам РФ (с учетом возможного распределения объемов между Россией и Украиной), во избежание конфликта с Украиной".

    Что касается квалификационных документов рыбаков, то ассоциация предложила признать их до конца срока действия или до замены на российские.

    Еще одна необходимая поблажка - исключение из правил рыболовства любых ограничений по классу судов, поскольку средств, чтобы их заменить, у промысловых компаний нет.

    Килька с доставкой

    В свою очередь, в Федеральном агентстве по рыболовству заверяют, что перерегистрация будет закончена до конца года.

    - Организациям, которые перерегистрируются по российскому законодательству, мы будем выдавать новые разрешения и заключать новые договоры, - пояснил руководитель крымского территориального управления Росрыболовства Виктор Ашарин.

    Что же касается проблемы доставки рыбы в регионы России, то в РФ успешно работают федеральные программы помощи и субсидирования предприятий. И управление уже предложило правительству РФ субсидировать затраты на перевозку и транспортировку крымской рыбы, положительное решение на этот счет скорее всего будет принято.

    Для развития рыбохозяйственного комплекса полуострова вскоре будет создана специальная рабочая группа, которая, в частности, займется подготовкой обоснования проекта создания рыбных терминалов в уже существующих портах.

    - Мы бы хотели создать на территории портов Севастополь и Керчь Севастопольский рыбный терминал и Керченский рыбный терминал. В этом заинтересованы и местные органы, - отметила замглавы Росрыболовства Надежда Шебина.

    Поделиться