По сообщению Федерального агентства по рыболовству, улов на одно судно превышает показатели аналогичного периода прошлого года в полтора раза.
Объектами промысла на сегодняшний день являются также черноморская кефаль, скаты, акула-катран, камбала-калкан. Кроме того, на минувшей неделе крымские рыбаки приступили к сезонному летне-осеннему лову бычка механизированными драгами в Азовском море.
Лодка на приколе
Рыболовные суда Крыма и Севастополя не выходили в море с 18 марта. Как сообщили "РГ" в Ассоциации рыбопромышленных предприятий Севастополя и Крыма, причина в том, что после присоединения Крыма и Севастополя к России возникла проблема с перерегистрацией судов под юрисдикцию РФ и поднятием на них флага России.
Переходный период в Крыму действует до 1 января 2015 года, но рыбаки уже сегодня готовы к перерегистрации. Правда, ее механизм пока не выработан, а согласно украинскому законодательству снять отечественный флаг с судна можно в двух случаях: при продаже плавсредства иностранному резиденту или при его гибели.
- Мы не можем получить свидетельство на право плавания судов под флагом Российской Федерации из-за невозможности снятия судов с учета на Украине, - сказал "РГ" председатель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб.
Пока рыбаки работают по украинским документам и по украинской квоте, возникает вопрос, кому платить за эту квоту. По международному праву вылов рыбы в территориальных водах того или иного государства осуществляется по его квотам. В случае с Крымом - по квотам РФ. Но поскольку принадлежность полуострова и омывающих его вод оспаривается соседним государством, Украина требует оплачивать квоту в ее бюджет. Не платить тоже нельзя. Поскольку тут же возникнут проблемы с радиочастотами, предоставленными рыболовецким судам Украиной, и с мониторингом сейнеров.
- Если до 1 января 2015 года судам не удастся перерегистрироваться, то ни один из сейнеров не сможет выйти в море. Даже если Россия перерегистрирует суда, то по международным правилам двойная регистрация недействительна, - уточнил Сивочуб. - Значит, суда смогут работать только в российской зоне моря, а выход за ее пределы будет чреват большими проблемами.
Если владельцы судов вне существующей правовой базы сменят флаг, есть вероятность ареста судна при заходе в другой порт или выходе в экономическую зону Украины, то есть дальше 15 километров от берега.
Вторая проблема связана с необходимостью переподготовки судоводителей и других специалистов по российским стандартам и получением ими соответствующих документов, позволяющих работать в России. Но такая переподготовка слишком дорого стоит, да и в Крыму пройти ее негде. Поэтому сейчас идет активный отток кадров из Крыма: кто-то уезжает за рубеж, кто-то на Дальний Восток и Север, где заключает контракты на много лет. И даже если в ближайшее время вопрос с регистрацией судов решится, выйти в море будет не с кем.
Третья проблема - сбыт выловленной рыбы. Ведь все связи с украинскими трейдерами и переработчиками прерваны, а с подобными предприятиями в России контакты только устанавливаются. Как сообщило Росрыболовство, в последние недели крымские компании все-таки сделали первые шаги на внутренний рынок России. Однако проблемы остаются.
Рыбный чартер
По словам председателя госкомитета Крыма по рыболовству Андрея Дедюхина, до конца текущего года все рыбные хозяйства и предприятия Крыма продолжат работу в украинском правовом поле.
- Мы сейчас занимаемся созданием реестров всех субъектов и объектов рыбного хозяйствования Крыма, разработкой законодательной базы, но на переходный период в сфере рыбного хозяйства Крыма будет действовать украинское законодательство, - сказал Дедюхин. - По крайней мере, те квоты и ограничения, которые были, действуют до конца года.
Ассоциация рыбопромышленных предприятий Севастополя и Крыма, в свою очередь, предложила два наиболее безболезненных для рыбаков варианта. Первый заключается в том, чтобы разрешить в виде исключения выдачу временного свидетельства на право плавания под флагом России на основании договора бербоу-чартера (в торговом мореплавании это договор фрахтования судна без экипажа, когда фрахтователь вправе сменить флаг судна на какой-то срок).
Второй вариант предполагает, также в виде исключения, разрешить рыболовным судам Севастополя и Крыма продолжить работу в Азово-Черноморском бассейне без смены флага по договору бербоу-чартера, заключенного между собственником судна и российской компанией, которая будет вести промысел.
Кроме того, Ассоциация рыбопромышленных предприятий Севастополя и Крыма предложила Росрыболовству "рассмотреть возможность работы крымских рыбаков в 2014 году по квотам РФ (с учетом возможного распределения объемов между Россией и Украиной), во избежание конфликта с Украиной".
Что касается квалификационных документов рыбаков, то ассоциация предложила признать их до конца срока действия или до замены на российские.
Еще одна необходимая поблажка - исключение из правил рыболовства любых ограничений по классу судов, поскольку средств, чтобы их заменить, у промысловых компаний нет.
Килька с доставкой
В свою очередь, в Федеральном агентстве по рыболовству заверяют, что перерегистрация будет закончена до конца года.
- Организациям, которые перерегистрируются по российскому законодательству, мы будем выдавать новые разрешения и заключать новые договоры, - пояснил руководитель крымского территориального управления Росрыболовства Виктор Ашарин.
Что же касается проблемы доставки рыбы в регионы России, то в РФ успешно работают федеральные программы помощи и субсидирования предприятий. И управление уже предложило правительству РФ субсидировать затраты на перевозку и транспортировку крымской рыбы, положительное решение на этот счет скорее всего будет принято.
Для развития рыбохозяйственного комплекса полуострова вскоре будет создана специальная рабочая группа, которая, в частности, займется подготовкой обоснования проекта создания рыбных терминалов в уже существующих портах.
- Мы бы хотели создать на территории портов Севастополь и Керчь Севастопольский рыбный терминал и Керченский рыбный терминал. В этом заинтересованы и местные органы, - отметила замглавы Росрыболовства Надежда Шебина.