"В ряде регионов установилась практика принудительного сокращения численности торговых объектов, которая не объясняется никакими экономическими факторами. Об этом свидетельствует многократно возросшее количество жалоб предпринимателей на произвол местных властей и ликвидацию их бизнеса", - рассказал Денис Мантуров. Всего за каких-то пару лет, с 2011 по 2013 годы малый бизнес в регионах начал жаловаться на закрытие своих торговых точек в 3-4 раза чаще. Что ряды палаток и мест быстрого общественного питания поредели, заметили и покупатели. Они, по данным Дениса Мантурова, за тот же срок начали жаловаться на ликвидацию ларьков в 4,8 раза чаще.
"Выдавливание ларьков, конечно, связано с желанием крупного бизнеса в регионах консолидировать рынок. Все происходит просто-напросто ради увеличения объемов продаж сетевиков", - рассказал "РГ" вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Владислав Корочкин. Еще одна причина ликвидации ларьков, добавляет собеседник "РГ" - "улучшение ландшафта местности". Дело, конечно, хорошее. Но бывает, что под снос попадают палатки, которые никому не мешают и не оскорбляют ничей вкус.
Понятно, что с этой нездоровой ситуацией надо что-то делать. В Минпром торге предлагают изменить законодательство. По словам Дениса Мантурова, в его ведомстве сейчас разрабатывают законопроект, который внесет поправки в закон "О торговле", который это негативное явление устранит. "Однако с учетом сложившейся ситуации и срочности необходимо дать субъектам РФ поручение запретить произвольное сокращение количества торговых объектов, в контакте с предпринимательским сообществом проводить работу по увеличению количества объектов, реализующих продукты питания, прежде всего - овощи, фрукты, мясную и молочную продукцию, рыбу, хлеб, а также организации быстрого питания", - добавил Денис Мантуров.
"Как минимум надо просто перестать сносить ларьки в регионах и начинать возведение новых", - соглашается Владислав Корочкин. И предлагает организовывать те же городские ярмарки, чтобы на них мог спокойно располагаться мелкий торговый бизнес. "Количество ларьков и палаток надо увеличивать еще и потому, что они могут серьезно укрепить продовольственную безопасность России, что сейчас весьма актуально", - говорит Владислав Корочкин. Ведь преимущество владельцев нестационарных объектов над крупными сетями в том, что они легко могут переключаться с одного поставщика на другого. "У них нет проблем с логистикой. Если надо - сели в машину и поехали за товаром в соседний регион. Крупные игроки себе такого позволить не могут", - объяснил эксперт "РГ".
Кстати, не исключено также, что регионам могут поручить заключать договоры с малым бизнесом и выдавать ему разрешения на установку нестационарных торговых объектов минимум на пять лет. Этот срок, кстати, могут и продлить тем предпринимателям, которые пожелают продолжить работу без проведения торгов. Об этом тоже говорили на совещании у премьера.