24.08.2014 23:50
    Поделиться

    Григорий Карасин: Киеву надо учиться решать без оглядки на Запад

    Григорий Карасин о том, до какого "Киева" доводит язык дипломатии
    Статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Григорий Карасин сегодня может по праву считаться одним из основных ньюсмейкеров. В ведомстве он курирует вопросы двусторонних отношений со странами СНГ, в том числе такое горячее направление, как диалог с Украиной. С учетом происходящего сейчас в Киеве потеряна ли Украина для России? С этого непростого вопроса началась наша беседа с Карасиным.

    Григорий Карасин: Наши отношения с Украиной никогда за прошедшее с 1991 года время одномерными не были. Слишком тесно переплетены исторические судьбы, человеческие связи, экономика и культура. Сегодня они проходят через суровые, трагические испытания. Будущее зависит от ума и выдержки, умения Киева думать и решать самостоятельно без ежедневной оглядки на Вашингтон и Брюссель. По-моему, Запад уже понял, что его стратеги потеряли чувство меры, развивая без удержу геополитические "успехи" 90-х годов.

    Убежден, что не все потеряно. Мы вместе должны преодолеть кризис и заняться восстановлением разрушенного доверия во имя будущего. На это надеются народы России и Украины. Первоочередная задача - прекратить кровопролитие на юго-востоке и начать реальный диалог.

    - Война 2008 года в Грузии и боевые действия на востоке Украины - это, на ваш взгляд, звенья одной цепочки?

    Григорий Карасин: В любом случае проблемы эти связанные. Если коротко, их корни в развале Советского Союза и проблемах становления новых молодых государств на постсоветском пространстве. Последние 23 года дают возможность проанализировать закономерности. Те страны, руководство которых увлеклось геополитическими амбициями, отринуло историю отношений с соседями, прониклось радикальным национализмом, оказались перед новыми серьезнейшими испытаниями. Восприимчивость к внешнему влиянию в этом смысле становится дополнительным фактором нестабильности во внутренних делах.

    Получилось, что простенькие с виду сценарии типа "Грузия для грузин" или "Украина для украинцев" на деле - самый короткий путь к катастрофе и государственному параличу. В XXI веке это не допустимо. В обществе нужен конструктивный диалог. Не агрессия и силовое принуждение, а системное и гибкое госстроительство. Упрощенные олигархические схемы, привычные для 90-х, что-то типа политического рейдерства, ведут к обострению противостояния и крови.

    - Помимо английского и французского вы еще знаете язык хауса. Когда вы в последний раз на нем говорили? И до какого "Киева" он может довести?

    Григорий Карасин: Последний раз мобилизовал себя на юбилее кафедры африканистики ИСАА пару лет назад, чем чуть не отправил в нокдаун студенток группы хауса, которые этого от меня явно не ожидали. Три-четыре фразы, а какой эффект! Правда, на этом выдохся.

    Сам же язык хауса я бы возвел на уровень одного из заглавных на Африканском континенте. На нем сейчас говорят около 90 миллионов человек. До Киева он вряд ли доведет (хотя меня в результате довел), но до Абуджи, Кано, Кадуны - легко.

    - Вы работали в Сенегале, Австралии, Великобритании. Очевидно, за свою дипломатическую карьеру объездили чуть ли не весь мир. Если бы сейчас начать все сначала, куда бы с удовольствием поехали работать?

    Григорий Карасин: Если честно, повторил бы все в том же порядке - по восходящей. За 20 лет длительных командировок понимаешь, что это не просто интересные страны, а часть твоей жизни - помимо работы там рождаются и растут твои дети, там ты обретаешь друзей (с большинством держимся вместе и по сей день).

    Я увлечен работой и счастлив от того, как складывается жизнь. Ключ - в востребованности, участии в решении действительно важных задач.

    - С 1993 по 1996 год вы возглавляли департамент информации и печати МИД России. С кем труднее находить общий язык - с журналистами или западными дипломатами?

    Григорий Карасин: Это были захватывающие годы российской истории, а находиться тогда на информационном острие означало идти на работу, как на премьеру с трудно прогнозируемым финалом.

    С кем проще, с кем труднее? Конечно, сложнее с журналистами, которые постоянно в поиске острого и жареного. С вами надо всегда быть интеллектуально агрессивным и добротно подготовленным по всем темам, даже самым неожиданным.

    С западными дипломатами попроще прежде всего потому, что мы люди одного профессионального цеха, где есть писаные и неписаные правила. Творческое их претворение выводит на искомый результат, помогает найти компромисс. Работа такая.

    - Какой бы вы дали совет начинающим дипломатам?

    Григорий Карасин: Совет прост - каждый день доказывать себе самого себя. Это задача сложная, но если беззаветно любишь свою профессию, то лет через 15-20 опыт начинает работать на тебя.

    И еще одно - чувство единой команды, которым славится российская дипслужба и без которого в современном мире добиться успехов в дипломатических единоборствах просто невозможно.

    P.S.

    В субботу статс-секретарю - заместителю министра иностранных дел Российской Федерации Григорию Карасину исполнилось 65 лет. Редакция "Российской газеты" присоединяется к поздравлениям в адрес Григория Борисовича Карасина.

    Поделиться