Результаты никак не стыковались. Разобраться в ситуации корреспондент "РГ" попытался вместе с российским тренером нашего лучшего спринтера - первым вице-президентом Всероссийской федерации плавания Виктором Авдиенко, который тут же заявил: "Володя не стал хуже. У него нет проблем с физиологией. И он тем более не сломался психологически!".
Виктор Борисович, и все же объясните, как человек может побеждать на спине, но так провалиться на кроле?
Виктор Авдиенко: Понимаю, что подобное выступление спортсмена такого уровня расценивается как провал. С другой стороны, все бы так неудачно стартовали, как он. Володя выиграл "золото" на 50 м на спине, помог команде завоевать два "серебра" и "бронзу" в эстафетах. Так что по поводу работы к Морозову у меня претензий нет. И я ни в чем не обвиняю его американских тренеров. Ошибку допустил я. Сейчас все объясню. До Олимпиады у нас осталось два года. Мы прекрасно понимали, что в кроле у Володи есть проблема: он не доплывает сотню. Вспомните, что было на чемпионате мира-2013 в Барселоне. Потому что в плавании чем ты больше развиваешь мощность, тем выше становится сопротивление. Сопротивление можно снизить либо техникой плавания, либо определенной методикой работы. Мы применили определенные дополнительные средства, которые есть практически только у нас в клубе "Волга" в Волгограде. Но мы переработали. На спине Вова "врывается" и плывет, потому что он имеет опору. А на кроле те самые средства убрали опору. Только с этим связана неудача. Да, можно было ничего не менять, но у меня не было уверенности, что, идя привычным путем, мы добьемся цели. Ведь чтобы выиграть Олимпиаду, надо плыть стометровку 47,0. Та что будем продолжать работу в новом направлении.
Но вот этот промежуточный результат Володю не расстроил? У него очень многое зависит от настроения.
Виктор Авдиенко: Кто не работает, кто не ищет, тот не ошибается. То, что мы делаем, в мире никто не делает. Мы не паникеры. Вы должны были заметить, что Морозов спокоен, у него нет истерики. Ведь мы понимаем, что и зачем делаем. Будем работать до последнего. Володя спросил у меня: как плыть быстрее. Я ему ответил. Он согласился рискнуть. Причем он признался, что уже здесь, в Берлине почувствовал это плавание, которого мы хотим добиться, в лопатках и в ластах. Но нужно время, чтобы закончить работу. Поэтому хотелось бы попросить тех, кто ждал других результатов, отнестись к сложившейся ситуации нормально. Мы принесли России "золото", два "серебра", "бронзу". Вова сказал, что в заключительной комбинированной эстафете, в которой поплывет этап на спине, все отдаст лишь бы помочь команде. То есть Морозов абсолютно не изменился. Он в великолепном мышечном и функциональном состоянии, поэтому и на спине побеждает. Сейчас с кролем мы не угадали по срокам. Но должен сказать, мы обречены на успех.
Вы сказали, что нужно время, чтобы завершить начатую работу. Значит ли это, что Морозов будет чаще и больше тренироваться в Волгограде, чем в Лос-Анджелесе?
Виктор Авдиенко: Он тоже задавал мне этот вопрос. Я ответил, что категорически против. Вова давно переехал в США. У него там мама, своя жизнь. Ему там комфортно, что очень важно. Ведь отъезд многих наших спортсменов за границу связан не с желанием испробовать новые методики, а как раз с попыткой поменять обстановку. Морозов не сможет постоянно готовиться в Волгограде, потому что в голове у него будет твориться черт знает что. В то же время он мне сказал, что не может жить и без России: "Мне так и придется теперь жить на две страны?". Видимо, да. И брать все лучшее от обеих.
В Берлине не показывают свои лучшие результаты и другие ребята из сборной. В чем там причина?
Виктор Авдиенко: Проплыви они по своим отборочным результатам чемпионата России, у нас бы медалей было выше крыши. Камня на камне бы не оставили от других команд. Дети же выступают на юношеской Олимпиаде в Китае, и все у них по накатанной идет. Значит, вопрос не в пике формы, не в ошибках подготовки. Может, после отбора команда перегорела. Самое сложное, когда заранее вешают медали. Они ждали победы, были уверены в ней. Но тут все пошло не так.
По-моему, Морозов, как лидер, такое давление постоянно ощущает?
Виктор Авдиенко: Через это я проходил еще на Олимпиаде-96 с Денисом Панкратовым. Даже перенес микроинфаркт. Поэтому Вове говорю: ты никому ничего не должен, не взваливай на себя груз ответственности лидера команды. Лидер - это человек, который плывет и выполняет свою работу, но ни в коем случае не отвечает за то, что выполняют все остальные.
Между тем
Сборная России по прыжкам в воду перед последним видом программы, который завершился после подписания номера "РГ" в печать, занимала первое место в общекомандном зачете с 4 золотыми и тремя серебряными медалями, жестко конкурируя с немцами (3-3-3) по наградам высшей пробы. Самым титулованным у нас в команде стал Виктор Минибаев, в коллекции которого до этого вообще не было чемпионких титулов. Сначала вместе с Надеждой Бажиной он победил в командном турнире, а потом красиво выиграл прыжки с вышки.
- Эмоций - море. И они буквально захлестывают. Я очень доволен. В прыжках с вышки я первый раз в жизни показал такой результат - личный рекорд по сумме за шесть попыток. Вообще первый раз в жизни выиграл "золото" в индивидуальных прыжках с вышки на чемпионате Европы. Да, эти соревнования не забуду никогда. Но зазнаваться причин нет. Во-первых, у нас если что, быстро с небес на землю опускают. А во-вторых, это же только одна ступень вверх. Осталось выиграть чемпионат мира и Олимпийские игры.