25.08.2014 14:26
Поделиться

Под Воронежем установили границу миров

Воронежский фестиваль современного искусства "Чернозем" открылся выставкой арт-объектов в заповеднике Дивногорье.

Экскурсия по необычным арт-объектам, созданным на фоне удивительной природы заповедника Дивногорье, и семинар московского эксперта по сельскому туризму. Как создать чудо в чудесном месте и как заработать на домике в деревне? "Российская газета" расскажет о том, что вы пропустили на открытии фестиваля современного искусства "Чернозем" и что еще сможете увидеть.

"Заповедный чилаут" и "духи ветра"

Закройте глаза. Представьте, что было бы, если бы… Если бы прямо сейчас нас захватили хазары. Если бы сурки пошли войной на змей. Если бы ветер умел разговаривать. Именно этим занимались участники летней арт-резиденции "Если бы…". Художники из Воронежа, Москвы, Тамбова, Ростова и даже Казахстана и Турции прожили две недели в Дивногорье, вдохновляясь природой и историей этого места, и создали серию арт-объектов, выставка которых и открыла фестиваль "Чернозем". Участники экскурсии по выставке, которую проводила куратор арт-резиденции Яна Малиновская, успели исходить почти все дивногорские холмы, заглянуть в пещерный меловой храм, поваляться на травяной лужайке, посетить "Место радости" и "Проспект счастья", услышать и одновременно увидеть звуки ветра. Кто-то восхищался, кто-то не понимал, одни спорили, другие, молча, смотрели во все глаза. Равнодушных не осталось. Я проверяла.

Первый объект возникает перед нашими глазами неожиданно. Огромный черно-белый холст с написанными на нем стихами поднимается из травы и встает на фоне серого неба. Холм позади разрезан кроваво-красной полосой, как будто помечающий границу двух стран на карте. Московский художник Дмитрий Филиппов назвал эту работу "Движение людей" и посвятил ее истории людей, которых в Советском Союзе принудительно распределяли из вузов в географические точки. Когда эта живая картина полностью встает перед глазами, зрители начинают оживленно шептаться. Яркий прочерк на холмах позади кому-то навевает мысли о дороге и путешествиях, а кому-то напоминает кровавый разрез на живом природном теле.

Также удачно, как работа Дмитрия Филиппова, в дивногорский пейзаж вписалась и инсталляция казашки Бахыт Бубикановой "Арка". Созданная из множества фонарей, работающих от солнечной энергии, технологическая арка чудно перекликается с контуром холмов на фоне.

- Для Бахыт здесь несколько слоев, несколько смыслов, - объясняет наш экскурсовод и куратор проекта Яна Малиновская. - Это и линия защиты, и маяк, к которому стремится человек. Нечто, обозначающее место человека в пространстве. Арки вообще несут множество смысловых нагрузок. Каждый арт-объект размещен в том пространстве, ландшафте, с которым больше всего коррелирует. И еще интересная вещь. Казахстан - страна, которая использует альтернативные источники энергии. Бахыт захватила и этот момент в своей работе.

Уже в нескольких метрах от солнечно-хайтековой арки можно заметить скульптуру, в которой опытный воронежский зритель без труда узнает работу Ивана Горшкова. Нечто из железных балок, крюков и бетона напоминает то ли разрушенный храм, то ли незавершенную стройку. Иван назвал свою работу просто - "Дворец двух крюков".

- Стоит обратить внимание, в какую компанию попадает работа. Место с трубой, торчащей из земли, люк-лепешка, - рассказывает сам художник. - Здесь получается трио архитектурных недоразумений. Три нелепости собрались в компанию и сидят на этом подиуме. Такая штуковина, напоминающая то ли сгнивший трансформатор, то ли какие-то древние руины. Хотелось поймать романтизм древних руин Индии. Где-то в бурьяне стоит такая штуковина, рядом с ней еще две штуковины. Пузырь, соломинка и лапоть у меня получились.

Лучше, чем художник о своей работе не скажет никто. Посмотреть на "штуковину" можно у гостиницы в Дивногорье. А если еще и повернуть взгляд в сторону пустого поля, то можно натолкнуться на одну из самых вдохновляющих работ выставки "Если бы…". Прямо из сожженного солнцем поля к небу тянется гигантский лист. Издалека кажется, что это осенний ветер потрепал беднягу, лишив его всех цветных былинок и оставив только кружевной каркас. Только подойдя ближе, замечаешь, что это всего-навсего исполинских размеров конструкция из сваренных железных прутьев с хаотично привязанными разноцветными лентами. Впрочем, слова "всего-навсего" к этой работе подходят мало.

- Пригласив сюда художников из Казахстана, я, по сути, вернула этому месту дух кочевников, который здесь существовал изначально, - говорит Яна Малиновская. - Работа Сырлыбека обращается к истокам тенгрианства, которое существовало здесь очень давно. Тот исторический слой, когда здесь вместе жили хазары и славяне, мне захотелось продолжить и сегодня уже в отношениях художников в процессе совместного творчества, искусства. Поэтому у ребят из Казахстана получились такие прекрасные работы: очень одухотворенные, трогательные. Естественно, концепции работ они готовили заранее. Была большая предварительная подготовка. Место для этого листа мы нашли в самый последний момент. Сначала было выбрано одно место, но когда эта конструкция поднялась, мы увидели, что она требует больше ветра, больше неба, больше воздуха и пространства.

- Тенгрианство - религия свободы, - рассказывает автор "Листа" Сырлыбек Бекботаев. - На нашей земле редко встречается одинокое дерево. Встретив такое, люди завязывали на нем куски ткани, оторванные от своей одежды.

Удивительно, как разноцветные легкие ленты и постоянно движущееся небо делают простую груду железа удивительной живой картиной, наблюдать за которой можно, кажется, бесконечно. Но впереди у гостей Дивногорья еще пара десятков арт-объектов, в каждом из которых можно найти океан вдохновения. Чего стоит только работа воронежца Валерия Мишунина, участника спецпроекта "Мифологемы". На холм взбираются десятки флагов. Они разного цвета и размера, на каждом свой рисунок. А вместе они - инсталляция "Границы Хазарии".

- Что за флаги? Флаги хорошие, - улыбается куратор спецпроекта, воронежский художник Сергей Горшков. - Здесь начинается переулок Дивный - и часто происходят всякие чудеса. И здесь же начинается основная территория заповедника. Вверху, на плато часто проводятся раскопки. Одно из самых знаменитых открытий - хазарская крепость. Известно, что здесь собиралась дань для хазарского кагана и отправлялась в столицу. Валерий Мишунин, бывший военный, всегда интересовался изменениями границ империй в результате войн и заключений мирных договоров. Создается ощущение, что за этими флагами стоит призрачная армия императора. Император на холме вместе со своей ставкой, а на холме лучники, воины, янычары, готовые бросится на вас и повергнуть вас в прах. Эти флаги, с одной стороны, говорят о величии уже исчезнувшего с лица земли императора и вовлекают вас в сказку, далекую историю. Для кого-то это пустой звук, а кто-то посмотрит на это место другими глазами.

Посмотреть на Дивногорье другими глазами теперь может каждый желающий. Ведь все арт-объекты станут частью заповедника. Побродив по его холмам и улочкам хутора, можно наткнуться на изображение мифической иконы, творящей чудеса, или на скульптуру, похожую одновременно на идола древних майя и на офисный кулер с водой. Не забудьте смотреть под ноги: там могут оказаться каменные плиты с компьютерным текстом или сначала вырытая, а затем зарытая собака. За две недели в чудесном месте под названием Дивногорье появилось еще три десятка чудес, которым может удивиться и самый безнадежный скептик.

Гостевые дома, а не "Хилтоны"

Если ты живешь на необычной территории - вблизи национального парка, исторического памятника или заповедника - ты сам можешь помогать привлекать туда туристов и, что немаловажно, зарабатывать на этом. Сельские жители многих стран Европы давно занимаются этим: учат городских доить коз и добывать мед, катают на лодках по речкам и делают национальные сувениры. Наталья Данилина, директор московского ЭкоЦентра "Заповедники", вместе со специалистами центра, объездила не один такой необычный туристический маршрут и теперь помогает жителям российской глубинки превратить свою ежедневную рутину в аттракцион для урбанизированных туристов. Она приехала в Дивногорье с семинаром о сельском туризме. Центр занимается развитием общественных движений, помогающих сохранять заповедные территории. И сельский туризм, который только начинает развиваться в нашей стране, может сыграть в этом очень сильную роль. Оказывается, и у нас полно желающих отложить загранпаспорт и провести каникулы в самом обычном деревенском доме!

- У нас был интересный опыт в Архангельской области. Местная жительница, бывший сельский культработник, отремонтировала пару комнат в доме и начала приглашать в него туристов. Все село ее осуждало. Даже близкие родственники считали, что она занимается ерундой, и наблюдали за ее делом со стороны,- рассказывает Наталья. - После того, как к ней стали приезжать в гости, в селе стали замечать, что у нее и занавесочки новые, и в магазин она за новым бельем идет, и домик прихорашивается, начали интересоваться. Откликались на ее просьбы поселить у себя гостей, которых становилось все больше. В итоге, лет за шесть село начало подниматься. Жители стали делать общие программы: катание на тройке, массовые праздники. Это вдохнуло жизнь в село, а началось все с одной активной женщины.

Один из самых удачных проектов, который начался с подачи ЭкоЦентра, сейчас активно развивается в Калининградской области. Полесский район, бывший когда-то депрессивным регионом, стал одной из туристических мекк области. "Заповедникам" удалось выиграть грант на развитие сельского туризма в этой области. Они предложили активным жителям района сделать бизнес-проекты и лучшим из них выделили по пять тысяч евро на развитие. За три года в районе появился музей старой немецкой школы, в который возят экскурсии даже из Калининграда, гостиные дома с музеем кухонной утвари, отдых у озер с косметической глиной, прогулки на байдарках по речкам и еще с десяток способов провести время туристу, уставшему от турецко-шведского стола.

Впрочем, не всегда опыт такого "любительского" туризма оказывается только позитивным. Наталья Данилина со смехом рассказывала о предприимчивых жителях Соловков, организующих экскурсии со всеми небылицами из Интернета, которые им только удается найти. А вот пример Чемальского природного парка, что на Алтае, показывает, что бесконтрольное развитие сельского туризма может привести к печальным последствиям.

- 15 лет назад Алтай сделал ставку на развитие туризма, в том числе и для сельского туризма. В то время Чемальский природный парк - это дикая местность, волшебная природа, - говорит Наталья. - Три года назад я снова побывала там. Когда туризм стал массовым, он стал убивать территорию и сам себя. Туристам сдают каждую конуру, лепят домики и палатки везде. Человек едет туда с ожиданием увидеть дикую природу, красивую реку Катунь, исторические памятники, а приезжает он в "Большое Сочи".