В Пермской опере реконструируют "Князя Игоря" образца 1890 года

Балом в сквере у Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского символически открылся 143-й сезон старейшей труппы Прикамья.

Старейший театр Прикамья начал сезон нестандартно: акцией "Оперный экстрим". Это такой день открытых дверей, когда коллектив пускает своих зрителей во все свое закулисье. А снаружи, на площади, где незадолго до того детвора пыталась мелом на асфальте нарисовать портрет Петра Ильича Чайковского, развернулся бал. Оркестр театра под открытым небом играл Чайковского, Гуно и других композиторов, за дирижерским пультом стоял Валерий Платонов. Минувшим летом маэстро стал художественным руководителем Башкирского оперного театра, но с Пермью обещал не расставаться, и вот слово держит. Музыканты, артисты театра, певцы хора, работники технических служб вставали в пары с преданными зрителями. По сообщению пресс-службы театра, в "оперном экстриме" приняли участие более тысячи поклонников искусства.

Открывшийся сезон обещает быть амбициозным и до предела насыщенным. В планах постановок четыре оперы и пять балетов, то есть в среднем премьера будет происходить каждый месяц. К первой уже приступили: в ходе "Оперного экстрима" наиболее нетерпеливые меломаны попали на  репетиции "Дона Жуана" Моцарта. Это завершающее произведение в цикле Теодора Курентзиса "Трилогия Моцарта и да Понте" на сцене Пермского оперного, начатом Cosi fan tutte в 2011 и "Свадьбой Фигаро" в 2012-м. За постановку взялась режиссер Валентина Карраско из Аргентины. Премьерные спектакли намечены на 21 - 28 сентября.

Но особенно примечательна будет другая премьера. В марте 2015 года в афишу Пермского оперного вернется "Князь Игорь". Вопреки мировой тенденции осовременивания музыкальных постановок - переноса действия в эпоху телевидения, мотоциклов и кожаных курток, - этот спектакль будет аутентичен эпохе и тяжеловесно старомоден. В пермском театре задумали реконструировать спектакль Мариинки 1890 года - показать оперу Александра Бородина, как она ставилась в конце XIX века.

- После исканий в дягилевском духе мы решили показать эстетику, от которой Дягилев отошел, - рассуждает генеральный менеджер Пермского театра Марк де Мони. - Неподвижных жестикулирующих актеров с деревянными бородами. Тот театр был ужасен, но мы сделаем красиво. Режиссером выступит Зигрид Т'Хуфт из Бельгии, - хотя в ту пору режиссера в современном понимании не было.

Как загадочно намекают в театре, спектакль как бы "нарастет" вокруг бессмертной балетной миниатюры "Половецкие пляски", кстати, имеющейся в репертуаре пермского театра, в хореографии Михаила Фокина и в декорациях по эскизам Николая Рериха. Над художественным оформлением приглашен работать Штефан Дитрих, в 2011 внесший свой вклад в успех Cosi fan tutte (или "Так поступают все женщины").

Репертуар балета пополнится пятью новыми спектаклями. Здесь  номер один - будущий танцевальный триптих "Зимние грезы", или вечер "трех поколений современной британской хореографии". Этот замысел давно вынашивает главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко, и для него это продолжение проекта 2012 года "Видеть музыку". Под одним названием будут объединены три работы классиков английского балета: "Конькобежцы" Фредерика Эштона (1937), "Зимние грезы" Кеннета Макмиллана (1991) и новая постановка нашего современника Дагласа Ли. Премьера запланирована на декабрь.

Четвертым кульминационным событием 143-го сезона обещает стать "Шостакович проект" - премьера одноактных балетов на музыку неисполнявшихся произведений Дмитрия Шостаковича (1906-1975).

Также в программе сезона: серия опер в концертном исполнении, около двадцати симфонических концертов, - в частности, прозвучат все симфонии Л. в. Бетховена, - "Дни духовной музыки", фестиваль произведений Чайковского, посвященный 175-летию со дня рождения композитора, и повтор самых нашумевших спектаклей 2013-2014 годов: "Королевы индейцев" и "Носферату". И увенчает сезон 9-й Дягилевский фестиваль - с 23 мая по 3 июня 2015 года.

Это все деятельность на родной сцене. А кроме того, пермские артисты поедут с гастролями в Москву, Петербург, Екатеринбург, Францию, Италию, Бельгию, Грецию и впервые - в Катар.

Кстати

Предыдущая постановка "Князя Игоря" работы заслуженного деятеля искусств РСФСР Иосифа Келлера продержалась в репертуаре Пермского театра с 1955 по 2012 годы.