В сентябре авиационный рынок, скорее всего, покинет одна из компаний. Еще в июле Росавиация приняла решение запретить авиакомпании "Московия" с осени выполнять как чартерные, так и регулярные рейсы. Перевозчик задолжал за обслуживание аэропортам и за керосин. И так задолжал, что его уже никто не хотел обслуживать.
Риск оказаться в таком положении есть у многих. Треть цены билета занимают траты на керосин. Сейчас тонна топлива стоит в среднем 31 тысячу рублей. Но с 2015 года минфин планирует включить его в перечень подакцизных товаров. Ставки могут установить в 2015 году в 2 тысяч 300 рублей за тонну, в 2016 году - 3 тысяч рублей, в 2017 году - 3 тысяч 500 рублей за тонну.
Рост стоимости керосина в 2015 году только из-за акцизов эксперты прогнозируют на 7 процентов. И билет вырастет в цене примерно также. Невозвратные билеты останутся более дешевыми, но подорожание коснется и их тоже. "Ведь за все платит пассажир", - напоминают в Росавиации.
Не исключено, что только готовящиеся предложения минфина уже всколыхнули рынок, отмечают эксперты. Но подъем цен загодя предприятиями по топливообеспечению может подорвать экономическое положение авиакомпаний.
Хотя в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают, что стоимость керосина и его объемы в российских аэропортах находятся на стабильном уровне. И повального роста цен нет. По утверждению ФАС, отпускная цена на авиатопливо у нефтеперерабатывающих заводов не поднималась, даже в ряде случаев снизилась на 5-6 процентов с начала года. Но авиакомпании настаивают, что в июне-августе в тридцати российских аэропортах зафиксирован рост стоимости одной тонны авиакеросина в среднем на 6-7 процентов.
В большей степени перевозчики беспокоятся за закупки топлива на будущее. Они уже сейчас должны заключать контракты на 2015 год. И при обложении авиакеросина акцизом цена топлива потянет за собой рост стоимости билетов. Пока о дополнительных топливных сборах для пассажиров речи не идет. Но цена билета будет неуклонно расти в течение ближайших трех лет.
Ситуацию можно спасти, приняв решение об отмене НДС на билеты на внутренние рейсы. Но минфин на это не идет уже в течение нескольких лет. И получается замкнутый круг. Из федерального и региональных бюджетов для снижения цены на субсидируемые полеты придется потратить больше денег, чем в этом году. На развитие региональных перевозок в 2014 году государство выделило почти 9 миллиардов рублей, напоминают в Росавиации. Получается, что пересмотр акцизной политики дополнительных средств в бюджет не прибавит, отмечают эксперты. А вот затраты пассажира станут больше.