Новости

25.08.2014 00:02

Грузовые мили национального софта

России есть чем ответить на санкции Запада в сфере электронных технологий
Утратил силу приказ Росавтодора, которым утверждались правила проведения открытого конкурса по системе взимания платы с тяжелых грузовиков массой свыше 12 тонн. Распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Напомним, система взимания платы должна заработать на всех федеральных трассах (их около 50 000 км) с ноября 2015 года. Для ее создания и обслуживания планировалось привлечь инвестора - в апреле 2013 года было подписано распоряжение о заключении концессионного соглашения, в августе прошлого года был объявлен конкурс. Наличие опыта создания и эксплуатации аналогичной системы было обязательным условием для участия в нем. А это значит, в консорциумах должны были быть иностранные компании, работавшие с аналогичными системами за рубежом. Три претендента подходили по условиям конкурса и прошли предварительный отбор.

Но после того, как наши западные партнеры начали вводить ограничения, вопрос приоритета отечественных технологий и обеспечения национальной безопасности вышел на первый план. При этом еще в середине 2013 года госкорпорация "Ростехнологии" предложила создать систему с приоритетным использованием российских комплектующих и программного обеспечения, аргументируя свою позицию интересами развития отечественных технологий и вопросами национальной безопасности. Ведь под действие системы попадают крупногабаритные автомобили, перевозящие грузы самого разного назначения, в том числе и спецтехнику. Однако изначально условия конкурса были сформированы так, что возможность применения отечественных технологий практически исключалась. Свою лепту в отмену приказа внесли и санкции со стороны США и ЕС против российских компаний. Тем более что "первые звоночки", подталкивающие к такому решению, не заставили себя долго ждать. Так, компания Autodesk, продукты которой используются в строительстве, нефтегазовой, химической, металлургической промышленности, в машиностроении, в том числе оборонно-промышленном комплексе, попросила российских партнеров прекратить поставку программных продуктов и обновлений некоторым российским компаниям. Кто знает, не последуют ли примеру другие крупные производители программного обеспечения, такие как Microsoft и SAP?

Не самый удачный пример консорциума с иностранным игроком в свете санкций показал "Роснано". Американская корпорация AppliedMaterials отказалась поставлять оборудование для завода по производству микросхем MRAM-памяти в Москве, который является совместным проектом международного консорциума с участием этой корпорации. Также строительство крупного предприятия "Крокус наноэнергетика" в технополисе "Москва" находится в завершающей стадии. Часть оборудования должна была поставить американская компания, но в последний момент она отказалась от сотрудничества. Так что полагаться на иностранных партнеров при реализации серьезных крупных проектов стало неактуально.

Тут стоит упомянуть и об еще одном крайне важном аспекте - новые экономические реалии в условиях санкций это шанс для российского бизнеса, это тот случай, когда инвестиции могут быть направлены в российское производство, на развитие интеллектуального потенциала нашей страны.

Кроме того, по мнению экспертов, крайне важно сохранить национальный суверенитет над контролем информационных потоков. Ведь если говорить о создании системы взимания платы с тяжелых грузовиков, стоит отметить, что при необходимости можно следить и за перемещением определенных авто с определенными типами грузов, поэтому важно, чтобы информация не "утекала" за границу. Плюс создание системы даст импульс развитию российской электроники. "Мы планируем использовать продукты и микроэлектронику либо российского производства, либо поставляемые с открытым программным кодом и дорабатываемые в России. Потенциал для этого есть, есть все необходимые компоненты", - рассказали корреспонденту "РГ" в "Ростехе". Вообще ожидается, что в течение ближайших трех лет должен произойти прорыв в части использования технологий российских компаний в основных сферах. "Санкции значительно усложняют разработчикам аппаратуры возможность использовать иностранную элементную базу. Нашим финишерам, прибористам и системщикам придется обратить внимание на отечественную компонентную базу, отечественная радиоэлектронная отрасль будет вынуждена развиваться", - считает глава холдинга "Росэлектроника" Андрей Зверев.

Несмотря на все трудности, сроки создания системы взимания платы с грузовиков должны быть соблюдены. В своем письме Дмитрию Медведеву глава "Ростеха" написал, что корпорация взяла на себя обязательства разработать отечественное программное обеспечение, использовать отечественное оборудование, гарантировать защиту всей информации, попадающей в систему. Также она предложила частично интегрировать новую систему с другими системами национального значения. Ответственным за проект в "Ростехе", по информации источника, является его дочка - компания "РТ-Инвест". "Создание системы на основе отечественных технологий позволит произвести продукт с экспортным потенциалом", - говорится в письме.

По информации, представленной госкорпорацией, наработанные ею каналы продаж позволят вывести систему взимания платы на рынки Таможенного союза, стран Азии, Африки и других государств. Аналогичный путь развития проходили иностранные компании. В том числе - отобранные для участия в конкурсе. Новая система рассчитана главным образом на инвестирование средств в российское производство и развитие собственного интеллектуального потенциала.