Новости

Доля отечественной продукции на рынке медизделий должна увеличиться до 40 процентов
Экономические санкции Запада в отношении России обострили тему импортозамещения высокотехнологичного оборудования в отечественном здравоохранении, которое в последние годы получило много новой медицинской техники. Врачи и пациенты привыкли к хорошему диагностическому и лечебному оборудованию, одноразовым инструментам, качественным расходным материалам. И лишиться всего этого для отрасли будет означать шаг назад. Однако и зависеть исключительно от импортных поставок здравоохранение не должно - это вопрос национальной безопасности.

Именно поэтому задача увеличить долю отечественных медизделий во внутреннем потреблении до 40%, а также нарастить их экспорт до 16% была поставлена в Стратегии развития медицинской и фармацевтической промышленности до 2020 года. Предполагалось, что стратегия будет реализована в два этапа. На первом, в 2011-2015 годы, планируется ускоренное развитие локальных производств - многие законодательные и правительственные инициативы нацелены на стимулирование зарубежных игроков рынка локализовать свои мощности в нашей стране. На втором этапе, в 2016-2020 годах, будет сделан акцент на развитии собственных технологий на базе полного инновационного цикла.

Сегодня в России насчитывается более полутора тысяч производителей, выпускающих 37 тысяч видов медизделий, что составляет чуть более 7% от мирового объема. Но отечественный медпром в предыдущие годы развивался довольно неравномерно. Прогрессивные технологии, обеспечивающие высокую добавленную стоимость, сосредоточены преимущественно в сегменте медицинской визуализации. А основная часть производителей работают в низкомаржинальных сегментах - производят мебель, светильники, центрифуги, весы, микроскопы и прочее. По данным научно-технического центра "Медитэкс", отечественные производители сегодня обеспечивают лишь 20% рынка, а до 90% средств, направляемых государством на закупку медицинских изделий, получают зарубежные компании.

- Еще одной чертой отечественного производства медизделий является низкий уровень внедрения международных стандартов качества, из-за чего они нередко не выдерживают конкуренции с зарубежными, - говорит начальник аналитического отдела "Медитэкс" Анна Деханова. - В последние десятилетия сложился негативный имидж отечественных товаров, потребительский патриотизм отсутствует как у населения, так и у многих профессионалов.

Тем не менее в профессиональном сообществе распространены довольно оптимистичные оценки потенциала импортозамещения. Большинство экспертов считает реалистичной поставленную перед отраслью задачу - достичь производства 40% используемых в стране медизделий. Успешные примеры в уже есть. Так,"Завод им. Серго" за 10 лет достиг такого уровня развития, что занимает 76,7% российского рынка холодильной техники медназначения.

- Мы провели модернизацию производства, - рассказывает генеральный директор этой компании Радик Хасанов. - Доля инновационной продукции сейчас составляет 16,7%, доля импортных комплектующих - 50%, наращиваем экспорт своей продукции не только в СНГ, но и в страны дальнего зарубежья.

Много дискуссий сейчас вызывает вопрос локализации производства зарубежными компаниями. Среди присутствующих на российском рынке компаний, производящих медизделия, наибольшие объемы имеют Philips, GE, Toshiba, Siemens, Medtronic, Johnson&Johnson. По мнению экспертов, эти игроки имеют слишком серьезные интересы в нашей стране, чтобы попрощаться с ней в случае введения ограничений или запрета на поставки продукции нелокализованных производств. Наиболее продвинулись в деле локализации крупные международные компании. К примеру, компания Philips локализовала производство компьютерных томографов на базе компании "Электрон" в Санкт-Петербурге, а GE Healthcare наладила совместное предприятие с компанией "Медицинские технологии".

Однако многие зарубежные игроки рынка медицинских изделий озабочены планами правительства ограничить их участие в закупках медизделий для госнужд, если в России имеются собственные аналогичные производства.

Их аргументы: зарубежные производители уйдут с нашего рынка, а медицина останется без современной техники и технологий.

- Не думаю, что это произойдет, потому что Россия - очень привлекательный рынок, - заявил "РГБ" гендиректор компании "Электрон" Александр Элинсон. - Но если такое случится, будем искать новые решения. Мы, например, не только производители, но и разработчики нашей продукции. И, как правило, если заказываем комплектующие, то они производятся по нашей технической и конструкторской документации. Среди производителей и поставщиков есть и российские.

- Не вижу особых проблем, если такое решение будет принято, - согласен президент компании "Медицинские технологии" Анатолий Дабагов. - Постановление правительства касается ограниченного перечня изделий, которые у нас уже выпускаются и обладают высоким качеством. В нем около 60 позиций, на фоне десятков тысяч медизделий это - капля в море. Уже сейчас многие из зарубежных компаний интересуются, как побыстрее разместить производство в России - ограничения только подхлестнут процесс локализации и поднимут наш технологический уровень.

В том, что западный производитель не уйдет с нашего рынка, уверены и эксперты "Медитэкс". Даже несмотря на некоторый спад, вызванный окончанием нескольких госпрограмм, по которым закупалось медоборудование, российский рынок остается крупнейшим в Восточной Европе и 14-м в мире. Более того, у нас развивается сектор частной медицины, который в последние пять лет демонстрирует среднегодовой прирост в 10%.

Интересно, что в объеме закупок частных клиник доля российских медизделий даже больше, чем в государственных и муниципальных - 40% против 17. А дальнейшее развитие этого сектора обеспечит рост продаж и на ближайшие годы. Все это не могут не понимать зарубежные игроки, которым, к тому же, поставлены вполне приемлемые условия - уровень локализации должен быть не ниже 50%.