Эксперт: Владимирским фермерам нужны летающие коровы

За последние пять лет в фермерских хозяйствах Владимирской области нет снижения ни поголовья, ни надоев. Наоборот, каждый год идет увеличение по 10 процентов. И происходит это в основном за счет собственного труда фермеров.

У нас есть и такие малые предприниматели, которые имеют двадцать коров, и такие, у кого их триста, и они серьезно занимаются производством молока. Но большинству из них государственная поддержка недоступна, потому что критерии, заложенные в программе помощи молочному животноводству, выполнить просто невозможно.

Так, крупные комплексы сдают молоко на предприятия, где есть лаборатории, которые могут полностью исследовать молоко. У фермеров такая возможность отсутствует. Если он, к примеру, работает в районе, где такой лаборатории нет, куда и когда ему ехать? Он один, и пока будет искать лабораторию, неизвестно, что произойдет с продукцией.

Очень обидно, что деньги, выделяемые государством на поддержку молочного животноводства, проходят мимо малых предпринимателей. Им очень нужны средства, чтобы приобрести новый скот, доильные аппараты, машины для перевозки продукции.

В такой же ситуации, по сути, оказались и фермерские хозяйства, занимающиеся свиноводством и птицеводством. В 2013 году вышло постановление правительства РФ по поддержке этих отраслей. Но, согласно этому документу, немалые денежные средства выделяются всем хозяйствам, кроме фермерских. Нам такое решение объяснили распространением в России заболевания африканской чумой свиней. Но ведь от АЧС в основном "горят" большие комплексы, а не фермеры. И у последних в связи с таким решением нередко даже руки опускаются. Мое мнение: если считаете, что фермерские хозяйства плохо защищены, пожалуйста, контролируйте их сильнее, но не лишайте помощи.

Конкретный пример: в Петушинском районе живет прекрасная фермерская семья Сечкиных. Это образованные люди, кандидаты сельскохозяйственных наук, закончили Тимирязевскую академию. Вступили в программу "Семейная животноводческая ферма". Глава хозяйства, Тамара Юрьевна, получила грант на его развитие. Провели реконструкцию животноводческого помещения, приобрели цех по переработке молока и расширили поголовье коров. Производят очень вкусную и востребованную продукцию.

Хотели бы развиваться. Но не получается, поскольку у фермеров... нет земли. Глава поселения включил около 12 гектаров сельскохозяйственных угодий в черту поселения и таким образом лишил хозяйство пастбищ. Пасти животных негде, и сено приходится покупать за бешеные деньги. Фермерам сегодня в пору заводить летающих коров, но такой породы селекционеры еще не вывели. А от заместителя главы района мы третий год слышим: "Подождите!"

Сейчас у Сечкиных 25 коров, и они на перепутье: либо хозяйством заниматься, либо бегать по кабинетам.

Другой предприниматель купил в Киржачском районе 30 гектаров земли, но второй год не может начать работать. В октябре 2013-го пошел с заявлениями к главе муниципального образования "Филипповское сельское поселение". Но до сих пор не получил разрешений ни на строительство птичника, ни на коровник. С большим трудом сумел возвести лишь сенной склад. Два года мы ходим с ним по инстанциям, и этому безобразию нет конца! Человек на свои деньги приобрел землю, ничего не требует, только не мешайте ему работать. Вместо этого местные чиновники водят его по кругу.

Решение вопроса - в повышении ответственности глав сельских поселений за то, чтобы земля в их населенном пункте не зарастала лесом

Подобный пример есть и в Судогодском районе. Фермер Виктор Ломакин пять лет бьется без земли. То у одного владельца 200 гектаров обрабатывает, то у другого. Вкладывает в чужую землю свои средства, покупает технику. Потенциал у него огромный, и одна тысяча гектаров для его хозяйства не предел. А сегодня на нем фактически "ездят" олигархи, превратив сельскохозяйственную землю в выгодное вложение своих капиталов.

Фермер влез в долги, чтобы приобрести необходимую технику, и до сих пор не имеет даже ни одного договора на аренду земли. А глава Судогодского района Александр Стародубцев не может ему ничем помочь. И это - в муниципальном образовании, где фактически нет сельскохозяйственного производства!

Решение этого вопроса, на мой взгляд, находится в повышении ответственности всех ветвей власти, начиная с глав сельских поселений, за то, чтобы земля в их населенном пункте работала, а не зарастала лесом. Тогда они сами будут искать фермеров и, образно говоря, бегать за ними, а не наоборот.

Еще одна тема - дефицит говядины, который наблюдается в области и стране в целом. У фермеров есть большое желание заниматься откормом крупного рогатого скота. Но говядина - не свинина. Чтобы вырастить бычка на мясо, требуется полтора года и "длинные" деньги. Без поддержки государства тут не обойтись.

И снова приведу пример. Молодой предприниматель из Юрьев-Польского района Денис Маркианов получил федеральный грант как начинающий фермер. Купил на него 60 бычков, построил ферму. В этом году он начнет реализовывать свою продукцию. Но большинство вопросов по цене, убою, реализации не решены. Где найти ответственных людей, которые бы за это взялись? Иначе мы опять столкнемся с тем, что приезжие дельцы закупят мясо по дешевке, и труд фермера сведется к нулю.

Та же проблема в Киржачском районе, где работает крупное фермерское хозяйство Владимира Кочеткова. Он выращивает фактически все - от быков до индюков. Быков реализовать некуда, а когда он попал в больницу в Киржаче, удивился: "Чем кормят больных - это страшно!" А ведь он обращался туда, предлагал свою экологически чистую продукцию, но ему отказали: "У нас торги". Попасть же на них предпринимателю очень сложно.

Хотелось бы, чтобы фермерская продукция была завязана на логистике по обеспечению бюджетных организаций. У наших фермеров огромный потенциал, они готовы расширить производство многократно, и это им по силам. Если, конечно, будет необходимая поддержка государства, чтобы они не мыкались по перекупщикам и чиновничьим кабинетам.