Новости

26.08.2014 11:10
Рубрика: Экономика

Туда, не знаю куда

Многие выпускники вузов не готовы искать свое место в жизни
После защиты дипломов из вузов вышла очередная когорта молодых специалистов. На рынке их ждут с тревогой. Это поколение нередко называют "потерянным", и "отрихтовать" ребят под свои нужды работодатели зачастую не в силах.

- Сегодняшние двадцатилетние не готовы, подобно своим родителям - так называемому поколению "икс", всю жизнь ходить на один завод, потому что "работа есть работа". Поколение "игрек" нацелено на карьерный рост и смену места раз в три-пять лет, им важен престиж компании и командный дух - чтобы в офисе было уютно, как в семье. Ребята выходят из вуза с завышенными ожиданиями и на собеседовании стараются представить себя уникальными специалистами. Они уверены в том, что обладают какими-то невероятными талантами, и сразу просят высокую зарплату, - отмечает руководитель отдела обучения воронежского филиала ВТБ24 Людмила Демченко.

Ее коллега из "Лето-банка" Тамара Сарджвеладзе добавила, что на собеседовании "игреки" нередко выступают как бы в роли детей:

- Их приучили к опеке, и они элементарно не знают, о чем спросить потенциального работодателя. Ну, разве что предлагают привести пример человека, который вырос у нас, скажем, от операциониста до... председателя правления банка. Приходится брать на себя "родительскую" функцию и объяснять, из чего вообще строится карьера, в чем специфика работы.

В поисках легких денег ребята без долгих раздумий отказываются от работы по специальности и, имея дипломы, становятся охранниками и продавцами, постоянно меняя "дислокацию". По словам психолога Андрея Власова, сбой наступает уже на стадии профориентации:

- Почему-то если ребенок рождается в семье пекаря и токаря, они не хотят ему своей судьбы, а всеми силами пристраивают учиться экономике. Ближе к окончанию вуза он осознает, что не хочет быть помощником бухгалтера за пять тысяч в месяц, и идет на 15 тысяч "менеджером торгового зала".

Лет пять назад половина выпускников мечтала о должности в сфере продаж. Теперь все больше ребят догадывается, что и эта работа требует особых качеств. На рекрутинговых сайтах стали чаще появляться резюме молодых людей, которые готовы следовать профессии. Но трезво оценить себя у них пока не получается.

- В последний год, по нашим наблюдениям, снова выросли зарплатные ожидания соискателей. Молодежь хочет иметь сразу 17-20 тысяч рублей, специалисты с опытом - около 28 тысяч. А работодатель готов предлагать меньшие суммы: 15-18 и 25 тысяч соответственно, - сообщила директор макрорегиона "Юг" компании HeadHunter Ирина Веретенникова. - Причем вчерашний студент зачастую не в состоянии объяснить, за что именно ему должны платить 20 тысяч и почему он выбрал эту профессию и предприятие. Слабая мотивация приводит к тому, что возникает тип "сотрудника-однодневки". HR-специалисты жалуются: новичок посидел день на работе, вечером ушел - и больше не вернулся. Без каких-либо пояснений. Характерная черта "игреков" - инфантильность и неумение ждать.

Эксперты подчеркивают, что подобная критика не направлена на всю молодежь огулом: в любом поколении есть 20 процентов активистов и 80 - "общей массы", которая и определяет его лицо. Большинство и имеют в виду те, кто рассуждает о молодых людях, ставших жертвами образовательных реформ и ложно понятой родительской любви.

Это поколение нацелено на карьерный рост и смену места работы в три-пять лет. им важно, чтобы в офисе было уютно, как в семье

- Трудно сказать, есть ли способы исправить ребят, когда ошибки в их воспитании делались на протяжении многих лет. В ком все же развилась целеустремленность - "выплывет". А остальные, похоже, настроены болтаться по рынку труда, меняя виды деятельности и нигде особенно не задерживаясь, - констатировала Ирина Веретенникова. - При этом у "игреков" есть особенности, которые "иксов" удивляют или даже раздражают, но по сути не являются глобальными недостатками. Например, как известно, молодые легко "налаживают контакт" с разными устройствами, но им бывает тяжело подойти и обратиться к человеку. Но таково наше время: когда-то их родители радовались, что чада сами включают видеомагнитофон, смотрят мультики и "не мешают". С "игреками" в обиход вошло и представление о том, что у рабочего времени должны быть жесткие рамки. "Иксы" внутренне готовы жертвовать досугом, а молодежи надо, чтобы время "на себя" было неприкосновенным.

Впрочем, нежелание ребят засиживаться в офисе допоздна можно направить в нужное русло. Людмила Демченко вспомнила, как одному из молодых специалистов в банке дали объемное задание, которое надо было непременно выполнить до конца дня. Тот же собирался уйти строго в 18.00 по личным делам. И если "икс" с большой долей вероятности пересмотрел бы планы на вечер, то этот парень стал работать интенсивнее и завершил все вовремя.

- То есть при всех недостатках "игреки" - благодарный народ, нацеленный на результат, - отметила Людмила Демченко. - Это выраженные визуалы, они все снимают на телефон и выкладывают в соцсети, настроены на то, что компания им должна понравиться с первого взгляда. Поэтому в холле мы развесили красивые фотографии, крутим ролики, показывая, что у нас "территория положительных эмоций". Ребята ждут, что и на рабочем месте все будет новое, блестящее, хайтековое... Часто заявляют: "Я хочу, чтобы в компании меня развивали и ценили как личность". Для них привлекательна система наставничества, коучинга, яркие социальные проекты - направленные и вовне, и на организацию досуга сотрудников. В итоге мы перестроили систему подбора и обучения персонала и уже пожинаем первые плоды в виде молодых руководителей. У них, конечно, тоже своя специфика - индивидуалисты! Привыкли общаться онлайн и с трудом находят общий язык с подчиненными - такими же индивидуалистами. Еще одна особенность - завышенные ожидания у "игреков", ставших руководителями, связаны с быстрым результатом. Иначе глаза потухают.

Абстрактно хотят быть лидерами многие ребята (эту искру в них пытаются, порой очень неуклюже, раздуть со школьных лет), но реально целеустремленных среди них мало. И работодатели, надеющиеся отобрать для себя перспективные кадры среди старшекурсников, рискуют опоздать.

- Компания Samsung открыла исследовательский центр в расчете в том числе на студентов 3-4 курсов московских вузов, которым предложили летнюю стажировку. Нашли педагогов, пошли по вузам, а там все способные айтишники уже "разобраны", - привела характерный пример Ирина Веретенникова.

P. S.

Тем временем подрастает поколение "зед", уже внушающее кадровикам надежды. Это дети, которые привыкли к разнообразию и не так болезненно, как "игреки", воспринимают чужое финансовое благополучие, реже мечтают попасть "из грязи в князи". Школьники стремятся найти подработку на лето, пробуют разные виды деятельности. Словом, "зеды", если верить психологам, отдают себе отчет в том, чего хотят добиться, и готовы прикладывать к этому усилия.

Экономика Работа Занятость Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область Воронеж Рынок труда