Иностранцы вправе ввозить на территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, но не дольше, чем на один год. Передавать автомобиль другому владельцу можно только после таможенного декларирования. На практике же автомобили, которые попали на территорию РФ как временно ввезенные, иногда перепродаются третьим лицам по доверенности.
За счет ухода от "растаможки" цена машины оказывается значительно ниже ее рыночной стоимости в России. Купить в Европе "десятилетку" престижной марки можно за 4-5 тысяч евро, "трехлетку" - за 8-10 тысяч евро. Однако в ближайшем будущем экономия может обернуться для новых владельцев конфискацией транспортных средств. А продавцы нелегальных авто становятся фигурантами административных или даже уголовных дел (при уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере). Кроме того, с дельцов взыскивают таможенные платежи - несколько сотен тысяч рублей в зависимости от возраста, стоимости и характеристик автомобиля.
Согласно официальным данным, доля транспортных средств, которые находятся на территории нашей страны незаконно, не так уж и велика. В период с 2010 по 2013 год в зону ответственности Северо-Западного таможенного управления в Россию было ввезено 9,7 миллиона автомобилей. Из них только 0,56 процента - 55 тысяч штук - остались на территории РФ после истечения разрешенного срока.
Однако, несмотря на столь незначительные на первый взгляд числа, общая сумма задолженности по таможенным платежам и пеням, образовавшаяся в период с 1 января этого года и не погашенная на конец мая, составила более 244 миллионов рублей. За аналогичный период 2013 года - 117 миллионов рублей.
- По сути, поправки в законодательство создают новый механизм контроля, - пояснила заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля СЗТУ Дарья Кириллова. - Ранее мы могли проверить законность пребывания автомобиля на территории РФ только в рамках таможенного контроля. Теперь это право есть и у сотрудников ГИБДД.
Правда, отсутствие специальной таможенной пассажирской декларации на руках у водителя само по себе не является правонарушением. И сотрудники ГИБДД пока затрудняются пояснить, как именно будут применять нововведение. К примеру, автомобиль может быть задержан за нарушение правил дорожного движения, и тогда при отсутствии таможенных документов на место вызовут сотрудников таможенной службы. Однако если водитель ничего не нарушил, а был остановлен, скажем, для проверки документов, то предъявить ему обвинение и задержать, в общем-то, не за что.
- Административная ответственность за данное нарушение не установлена, а принять решение об административном правонарушении по статьям "Невывоз с территории Таможенного союза временно ввезенных товаров" или "Передача временно ввезенного транспортного средства без соблюдения установленных условий" имеют право только таможенные органы, - отметил начальник управления ГИБДД по исполнению административного законодательства по линии ДПС ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Валерий Аввакумов. - Сколько может продлиться ожидание таможенников, нигде не прописано.
В ближайшем будущем эта проблема будет решена. Управление автомобилем с иностранными номерами в отсутствие таможенной декларации станет нарушением Правил дорожного движения РФ, пояснили в СЗТУ. За такой поступок будет предусмотрено административное наказание вплоть до помещения автомобиля на штрафстоянку.
Так или иначе, поправки к ПДД уже дали свои результаты. Клиентов у иностранцев, которые промышляли продажей европейских автомобилей россиянам по доверенности, в последнее время убавилось. Как признался корреспонденту "РГ" гражданин Польши по имени Роман, сейчас он планирует отказаться от нелегального приработка.
- Раньше был небольшой риск, что автомобиль, который я передал клиенту, остановят таможенники и сотрудники ГИБДД во время общей проверки, - отмечает Роман. - Сейчас, судя по всему, машина с иностранными номерами станет для дорожных патрулей "красной тряпкой". Я часто бываю в Калининграде, иногда ввозил машины по временному ввозу, оформлял на себя или на знакомых поляков. Зарабатывал на каждом автомобиле одну-две тысячи евро. Теперь от этой практики решил отказаться. Желающих купить машину с польскими номерами стало куда меньше, да и риски не оправдывают заработок.
При этом стоит особо отметить, что управлять автомобилем с иностранными номерами на территории РФ имеет право только водитель, указанный в пассажирской декларации. Полис ОСАГО, который обязаны иметь все водители на территории РФ, заменить ее не может. То есть даже если в полисе указано более одного лица, имеющего право управлять данным транспортным средством, то передавать ему руль запрещено все равно. А если супруги владеют одним автомобилем и ездят на нем по очереди, то в России это сможет делать только тот, кто заполнял документы при пересечении границы Таможенного союза.
Как рассказала Дарья Кириллова, в будущем это неудобство может быть устранено путем внесения изменений в Таможенный кодекс, работа над которым еще продолжается. Разработан предварительный проект, предусматривающий передачу права управления автомобилем с иностранными номерами на территории РФ по доверенности с разрешения таможенных органов. Однако механизма выдачи таких разрешений пока не существует.
За 7 месяцев 2014 года таможни Северо-Западного таможенного управления возбудили 35 уголовных дел по фактам, связанным с нарушениями сроков вывоза временно ввезенных на территорию Таможенного союза иностранных автомобилей. Кроме того, возбуждено 990 дел об административных правонарушениях.