"Изменения прежде всего затронут окологосударственный бизнес: например, сырьевой сегмент, авиа- и железнодорожные перевозки или компании, которые приняли на себя реализацию социально значимых проектов. Здесь желание государства отслеживать имущественные и финансовые потоки вполне ясно, и с этим желанием организациям, получающим средства из бюджета, придется считаться", - говорит Александр Вотинцев, координатор Свердловского реготделения Палаты налоговых консультантов.
Такие изменения разделят компании на две категории: те, которые рассчитывают на бюджетные деньги и убирают ради их получения нежелательные элементы из своей структуры, и те, которые будут рассчитывать только на себя. "Что касается представителей состоявшегося среднего и крупного бизнеса, не завязанного на бюджетных средствах, то офшорные компании регистрируются ими, как правило, для аккумулирования и защиты имущественных активов. Такой бизнес формирует самостоятельные резервы для финансирования и рефинансирования осуществляемых в его рамках проектов. Поэтому вряд ли рассматриваемый законопроект побудит их отказаться от привычных инструментов защиты собственности. А прежде чем включаться в государственные проекты, они десять раз подумают, нужно ли ради этого менять структуру", - поясняет Александр Вотинцев.
Также изменения отразятся на привлекательности России для иностранного бизнеса, который крайне болезненно реагирует на чрезмерное вмешательство чиновников в хозяйственную жизнь организации. Но проверить отсутствие офшорных элементов в структуре компании без такого вмешательства невозможно. "Подобные действия всецело влияют на инвестиционный климат. С принятием законопроекта иностранные инвесторы будут полагаться исключительно на свои силы. Так как станет очевидно, что некоторые ресурсы государственной экономики им будут недоступны. К примеру, госконтракты", - поясняет Артур Стариков, старший юрист компании "Правовой кабинет". Документ должен быть тщательно продуман, так как недостаточная проработка деталей может привести к совершенно обратному эффекту. "Подобный перекос может сыграть против нас, когда отток капитала будет уже легальный. То есть иностранные инвесторы начнут забирать свои деньги из России", - говорит Артур Стариков.