Между тем 71-я Мостра (по-итальянски - выставка) стартует, и первые звезды первого фильма в среду вечером пройдут по красной дорожке. Звезды любят приезжать в этот романтический город, где к кинозалу их доставляют не лимузины, как в Канне, а стильно строгие катера. Для церемонии открытия выбрана "черная комедия" Алехандро Гонсалеса Иньярриту "Бёрдмен, или Неожиданное преимущество невежества". Она об истории некоего актера Риггана Томсона, который был знаменит в роли культового супергероя, но увял и надеется расцвести на Бродвее, попутно переосмыслив свою жизнь, отношения в семье и сомнительную кинокарьеру. В этой роли Майкл Китон (тот самый, экс-Бэтмен); Эдвард Нортон играет заносчивого театрального премьера, молодая комедийная звезда Эмма Стоун - в роли дочки и ассистентки героя. Снял это Эммануэль Любецки, оператор фильмов "Древо жизни", "Дитя человеческое", "Гравитация". Иньярриту тоже не новичок в Венеции: в конкурсе был его фильм "21 грамм", получивший Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (Шон Пенн). В 2007 году Иньярриту входил в состав главного жюри Венецианского фестиваля.
Нынешнее жюри главного конкурса необычно: впервые в истории больших фестивалей в президенты приглашен мастер из музыкального цеха - шестикратный оскаровский номинант, лауреат "Золотого глобуса" композитор Александр Депла, автор саундтреков к таким фильмам, как "Филомена", "Король говорит", "Арго" и "Годзилла". Изменит ли это привычную систему критериев в оценках - скоро увидим.
Фестиваль переживает не лучшие времена. Два года назад он вновь сменил художественного лидера - весьма успешный его директор Марко Мюллер теперь возглавляет конкурирующий с Мострой Римский фестиваль, и на пост лидера вернулся Альберто Барбера. Интерес к старейшей "киновыставке" уже не столь высок: независимое артхаусное кино все чаще разочаровывает его любителей и почти совсем не продается, в самый разгар Венецианской Мостры пресса в массовом порядке улетает на значительно более крупный и многожанровый фестиваль в Торонто - туда, кстати, перелетят и самые значительные фильмы Венеции. Во всем мировом кино заметны эти тенденции: успех на рынке важнее художественных достижений, фестиваль как супермаркет коммерчески эффективнее тусовки утонченных ценителей. Учитывая их, Барбера первым делом учредил в Венеции свой кинорынок, сначала скромный, но уже в прошлом году он заметно активизировался, на четверть увеличив число участников.
На судьбе Мостры сказывается и отсутствие современной инфраструктуры: муссолиниевский "бункер" давно устарел морально и технически, фильмы десятилетиями крутят в залах-времянках. Начавшееся было строительство шикарного Дворца фестивалей застряло на стадии котлована, как только под слоем земли были обнаружены залежи асбеста, - и гламурное общество три года подряд сверкало бриллиантами на заброшенной стройплощадке. Теперь Мостра собралась с силами и сделала рывок: вместо замороженного строительства нового Дворца приступила в реконструкции старого, включив в него и хлипкий зал "Дарсена", где кино смотрит пресса, расширив и оборудовав его по последнему слову техники. Как обещает президент Биеннале Паоло Баратта, после завершения проекта вместимость фестивальных залов увеличится до пяти с лишним тысяч мест.
Элегическая нота обреченности прозвучала в словах директора Мостры Альберто Барберы: когда деньги правят искусством, фестивали остаются последним местом, где пока не доминирует удушающая логика прибыли. Они дают не просто срез реальности, но и возможность увидеть ее в новом свете, воспринимать невидимое и разведывать альтернативные маршруты. Барбера еще надеется, что храм искусств устоит перед напором торгашей, уже заполонивших всю площадь.
Кто на Мостре представит осажденный мир искусств? Фильм Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" будет состязаться с еще 19 картинами главного конкурса. Среди наиболее ожидаемых, кроме упомянутого "Бердмена", "Пазолини" Абеля Феррары - еще один взгляд на судьбу скандального гения итальянского кино и его таинственную гибель, дамский кинороман "Три сердца" Бенуа Жако, новинка от шведа Роя Андерссона "Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни", малобюджетная драма итальянца Саверио Констанцо - снятые в Нью-Йорке и не имеющие шансов в прокате "Голодные сердца", полудокументальный памфлет еще одного "ужасного дитяти" итальянского кино Франко Мареско с прозрачным названием "Беллусконе. Сицилийская история" и уже вполне документальный "Тихий взгляд" Джошуа Оппенхаймера. Будут новинки от Эндрю Никкола ("Хорошее убийство"), Дэвида Гордона Грина ("Манглхорн"), Ксавье Бовуа (Цена славы"), Фатиха Акина ("Шрам"); китаец Ван Сяошуай ("Пекинский велосипед") представит мистический триллер "Красная амнезия". Рекордсмен по числу фильмов в главном конкурсе - Франция, предъявившая четыре картины, не считая побочных программ. Аттракцион внеконкурсной программы - 19-минутная короткометражка "Старик из Белема", новая работа португальского аксакала Маноэля де Оливейры, который недавно отметил свое 105-летие съемками в Бразилии еще одной, полнометражной картины "Храм дьявола".
Второй по рангу конкурс "Горизонты" откроется в четверг снятым в эмиграции фильмом иранца Мохсена Махмальбафа "Президент" о беглом диктаторе, который путешествует по своей стране инкогнито, узнавая, наконец, собственный народ. Снималось в Грузии, на грузинском языке и с участием грузинских актеров. Картины этого конкурса одновременно с Мострой могут смотреть все желающие онлайн, купив билет на сайте фестиваля, - этот виртуальный вебзал Венеция первой придумала и ввела в строй в прошлом году.
Третий, самый молодой конкурс - "Венецианские классики" - существует тоже второй год, и в нем участвуют мировые шедевры, когда-то показанные Мострой. В 2013-м Россию представлял "Мой друг Иван Лапшин" Алексея Германа (он почему-то не впечатлил студенческое жюри), теперь будущие фильммейкеры Италии под водительством Джулиано Монтальдо будут судить работы Кесьлевского, Белоккио, Полански, де Сика, Трюффо и среди них - нашу оттепельную лирическую комедию Георгия Данелии "Я шагаю по Москве".