Падение рынка сопровождается ростом цен на водку: ее средняя цена в России за четыре года (с 2009-го по 2013 год) выросла на 75% с 121 рубля за литр до 212 рублей.
В разных регионах падение происходит по-разному: в Сибирском федеральном округе отмечено самое серьезное сокращение рынка за четыре года - на 43%. В Центральном округе рынок просел на 15%, в Северо-Западном - на 10%.
Наибольшее снижение продаж наблюдается в сегменте дешевой водки, который более всего пострадал от антиалкогольных мер: продажи в этом сегменте только за прошлый год упали более чем на 40% в натуральном выражении. Впрочем, сегмент недорогой водки (менее 300 рублей за пол-литра) остается самым большим и составляет 90% рынка в натуральном выражении.
"Потребители по-разному реагируют на резкое повышение цен на водку, - говорит руководитель алкогольной и табачной группы Nielsen Россия Марина Лапенкова. - Часть потребителей временно отказывается или сокращает потребление до тех пор, пока не адаптируется к цене. Другая часть переключается на более дешевый нелегально произведенный или нелегально продаваемый продукт, тем самым увеличивая теневую часть рынка водки в России. Кроме этого, часть потребителей переключается на другие спиртные напитки как заводского производства, так и домашнего приготовления".
Введенные в действие за последние четыре года административные меры, регулирующие алкогольный рынок в России, сказались на структуре рынка и ассортименте продукции: если в 2010 году 80% рынка водки приходилось на 230 брендов, то в 2013-м те же 80% рынка делили между собой уже 140 брендов. Значительно сократился и ассортимент водки в магазинах - в среднем в 2014 году ассортимент был ниже на 25% по сравнению с 2010 годом.
От сокращения рынка в большей степени пострадала традиционная розница: так, продажи в традиционных продуктовых магазинах в 2013 году упали на 40% по сравнению с 2009 годом, гораздо менее ощутимое падение произошло в каналах современной торговли - на 7%.
Сокращение объема рынка водки затронуло не все сегменты рынка. Рост как в натуральном, так и денежном выражении стабильно показывает премиальный сегмент, цены в котором с 2009-го по 2013 год выросли в пределах 15-20%.
"По мере быстрого роста цены на дешевую водку сокращается разрыв в стоимости между дешевой и премиальной водкой, а значит, потребителю с психологической и финансовой точки зрения становится легче переключиться на премиум-сегмент, - объясняет М. Лапенкова. - Логичным представляется стратегия производителей, которые выводят на рынок новинки именно в премиум-сегменте: в условиях усиливающегося акцизного бремени переход в более маржинальный премиальный сегмент вполне оправдан".
Стремительный рост цен сказался на продажах водки в больших упаковках - за четыре года доля водки, продающейся в упаковке 1 литр, сократилась вдвое. Одновременно большую популярность приобрели упаковки малых размеров - когда у покупателя не хватает денег на стандартную бутылку 0,5 литра, один из возможных выходов - приобрести продукт в меньшей емкости за меньшие деньги. В 2013 году начался быстрый рост доли бутылок объемом 0,25 литра - всего за год доля сегмента увеличилась с 10 до 14% в натуральном выражении, обогнав по популярности занимавшую до этого второе место упаковку объемом 0,7-0,75 л.
На что россияне променяли излюбленный напиток? На коньяк и виски. Если коньяк всегда конкурировал с водкой, то виски всерьез отнял часть водочного рынка в последние годы.
- Практически в 100 раз выросло потребление виски и бурбона за последние 15 лет, - говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. - Постоянными покупателями этого напитка являются 10% жителей России, потому что он довольно дорогой (более 500 рублей за бутылку объемом 0,5 л.).
Американский бурбон попал под эмбарго из-за найденных в нем вредных веществ. Но его у нас пьют мало. А потребление шотландского виски будет расти с каждым годом.
По мнению В. Дробиза, снижение потребления низкокачественного алкоголя - это мировая тенденция. Люди все больше заботятся о своем здоровье и не хотят травиться дешевым пойлом. Есть и еще одна причина сокращения потребления водки - всеобщая автомобилизация страны. Большинство людей понимает, что после употребления крепкого напитка даже на следующий день садиться за руль небезопасно.
Что рынок водки ждет в будущем? Эксперты считают, что сокращение продолжится примерно теми же темпами, что и в последние годы. Сейчас под эмбарго попала украинская водка. Это 2% нашего рынка. Скорей всего эмбарго никак не скажется на наших предприятиях, и рынок потеряет эти 2% безвозвратно к радости тех, кто стремится к здоровому образу жизни.