- Никто не думает о том, что сочинение вернется в той же форме, каким оно было раньше, - рассказала председатель Совета Наталия Солженицына. - Перед нами стоит сложная задача. С одной стороны, мы настаиваем на литературоцентричности, то есть должна быть очень серьезная опора на произведения. С другой, сочинение не должно быть литературоведческим, каким оно было до сих пор: всю эту мудрость легко было почерпнуть из многочисленных книжек "Сто золотых сочинений".
Понятно, что писать сочинение придется школьникам, которые никогда его не писали, их этому не учили. "Так что трудности, вопросы и критика будут. Минобрнауки оставляет за собой право совершенствования этой системы", - подчеркнула Наталия Солженицына. С тем, что сочинение должно прививать вкус к хорошей литературе, согласен министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
- Мы исходили из того, что сочинение должно быть мотивацией к изучению литературы, оно должно прививать любовь к чтению, способствовать развитию умения грамотно излагать свои мысли и выражать позицию, - считает министр.
На сегодняшний день уже определено, что тематические направления станут объявляться заранее, до 1-го сентября, но сами темы назовут выпускникам прямо перед экзаменами. Все темы будут опираться на произведения русской и мировой литературы. Если школьник в декабре получил за сочинение "незачет", работу разрешат переписать в феврале и апреле-мае. Затем все сочинения соберут в единую базу данных, и вузы смогут учитывать их при зачислении. Решено, что к общим баллам абитуриента может добавиться еще максимум 10. Рассматривать или нет сочинение - решают сейчас сами вузы. Ректоры ВШЭ Ярослав Кузьминов и МГПУ Игорь Реморенко уже пообещали, что в следующем году учтут сочинения.
Теперь несколько слов о том, что еще не ясно. Конкретных тем, которые получат школы, пока нет. По мнению Игоря Реморенко, они должны быть сформулированы так, чтобы не подталкивать школьника к какой-либо оценке. Например, тема "В жизни всегда есть место подвигу" звучала бы сегодня так: "Всегда ли в жизни есть место подвигу?".
- Никаких "Катерин - лучей света в темном царстве" больше не будет. Ученики могут даже писать сочинение "Как я провел лето". Все смеются над этой темой, но ведь никто не может написать! Пусть ребенок прочитает хотя бы пять книг, а не 125, и по одной из этих пяти напишет сочинение, - высказывает свое мнение член Совета, учитель русского языка и литературы московской школы N 57 Сергей Волков.
По его мнению, главная задача сочинения - разрушить шаблон, на который натаскиваются школьники с первого класса, привыкая выражать свои мысли по схеме, навязанной ЕГЭ.
Среди экспертов нет единого мнения, надо ли разрешать ученикам пользоваться книгами на сочинении. Сергей Волков считает, что ничего плохого в этом нет. "На мой взгляд, нужно обязательно давать пользоваться книгой. Но есть те, кто считает, что надо оставить ребенка с листом бумаги один на один", - говорит учитель. Кстати, у него на экзаменах всегда разрешается пользоваться текстами, и все ученики обожают литературу. Даже те, кто пришел в знаменитую спецшколу исключительно за математикой.
Нет понимания, как оценивать сочинения. "Зачет-незачет" - пробная мера, рассчитанная на то, что учеников до этого времени вообще не учили письменно выражать свои мысли на заданную тему. При этом вузам уже в следующем году предлагается оценивать сочинение по 10-балльной шкале. Как и кто там это будет делать - большой вопрос. В педуниверситете пообещали, что создадут специальную комиссию. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов тем временем предложил в перспективе повышать "цену" сочинения при поступлении в вуз до 20 баллов. Так, может, и в школах потом сразу ставить "десятки" и "двадцатки"?
Министр Дмитрий Ливанов заметил, что подробности, методические указания для учителей и независимых экспертов, которые будут проверять сочинения, появятся к 1-му октября.
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/15:
1. "Недаром помнит вся Россия..." (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
2. Вопросы, заданные человечеству войной
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе
4. Спор поколений: вместе и врозь
5.Чем люди живы?
Темы для старших гимназистов дореволюционной России:
1. Слово - как источник счастья.
2. Родина и чужая сторона.
3. О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
4. О проявлении нравственного начала в истории.
5. На чем основывается духовная связь между предками и потомством?