Соответствующие поправки планируется внести в статью 53 закона о госслужбе. Сама же возможность получения государственными людьми денег на жилье появилась еще в 2004 году - именно тогда был принят закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Правда, долгое время эта норма оставалась лишь на бумаге. Все изменилось лишь в 2009 году, после того, как правительство приняло постановление "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" (от 27.01.09 № 63). Новая система пришла на смену старым советским порядкам, когда человеку сразу вручали ключи от квартиры.
Денежный метод выглядит более эффективным: ведь в былые годы выбирать квартиру особо не приходилось, люди были рады получить там, где дают. А с деньгами у человека уже появляется возможность самостоятельно подобрать место по душе. Были бы деньги.
Наверное, надо напомнить, что раньше шанс получить квартиру имели практически все, не только чиновники. Правда, для многих шанс так и оставался шансом, легко получить жилье могли лишь начальники и их приближенные. Потом система сломалась, и долгое время надежда получить квартиру от государства была призрачной даже для служивого класса.
Сейчас государство выстраивает цивилизованную систему решения квартирного вопроса. Деньги на квадратные метры получают военные, чиновники, судьи, прокуроры и т .д. Например, недавно министр обороны Сергей Шойгу лично выдал первые квартирные деньги офицерам. Возможно, система субсидий заменит накопительно-ипотечную систему, введенную для военнослужащих. Или же они будут существовать параллельно.
Однако, как отмечают в Минтруде, у чиновников даже после перехода на систему субсидий есть проблемы с жильем. "Существующий уровень финансирования указанной гарантии позволяет обеспечить единовременной выплатой не более 10 процентов от общего числа гражданских служащих, принятых на учет для ее получения, - говорят эксперты ведомства. - При этом средний период ожидания гражданскими служащими единовременной выплаты составляет в настоящее время 27 лет".
Как поясняют эксперты, сегодня нет какой-то официальной очереди среди чиновников на жилищные деньги, а кому выдать субсидии, как правило, решает исключительно руководитель ведомства. В постановлении правительства подробно регламентируется, кому должны предоставляться субсидии (тем, у кого нет квартиры, и тем, у кого в ней на члена семьи приходится менее 15 квадратных метров), но ни слова - о механизме расчета сумм. Прописано лишь, что норматив общей площади для расчета субсидии устанавливается следующим образом: 33 кв. м на человека, 42 кв. м на семью из двух человек; 18 кв. м на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек. В документе есть оговорка о том, что объем субсидий разрешено увеличивать по решению руководства федерального органа власти с учетом конкретной ситуации. Документы и жизненные обстоятельства чиновника должна проверять внутриведомственная комиссия, а решение о предоставлении ему субсидии принимает руководитель ведомства. Так что нынешнее положение полностью соответствует нормативным документам.
Сейчас Минтруда предлагает усовершенствовать систему. Проект предусматривает, что единовременная выплата предоставляется гражданскому служащему только в том случае, если он ранее не использовал право. То есть, если человек служил в одном ведомстве и получил там субсидию, то, перейдя в новое министерство, претендовать на квартирные деньги уже не сможет. А чтобы даже случайно никто не сделал "дубль", государство будет вести базу данных чиновников, получивших квартирные субсидии.
Кроме того, законопроектом предусматривается утверждение методики распределения бюджетных ассигнований на выплату субсидий. Она призвана сделать процесс получения квартирных денег прозрачным и более справедливым. "Сложившаяся практика распределения бюджетных ассигнований на предоставление гражданским служащим единовременной выплаты свидетельствует о том, что при распределении указанных бюджетных ассигнований не учитывается реальная потребность государственных органов в данных ассигнованиях в зависимости от количества гражданских служащих, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, - говорится в пояснительной записке. - Предлагаемый методикой подход к распределению бюджетных ассигнований на предоставление гражданским служащим единовременной выплаты в зависимости от количества гражданских служащих, состоящих в государственном органе на учете для ее предоставления, позволяет учесть реальную потребность государственных органов в бюджетных ассигнованиях на указанные цели, сделать систему распределения прозрачной и справедливой".