Но так ли это на самом деле, и к какому искусству он все же ближе, попытались выяснить на "круглом столе" представители разных жанров: писатель и сценарист Андрей Геласимов, кинокритик Антон Долин, директор Литературного музея Дмитрий Бак, режиссер Константин Богомолов, начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Александр Воропаев и молодая писательница Елизавета Александрова-Зорина. Усмирять пыл собравшихся в случае чего, то есть стать модератором, был приглашен Александр Архангельский.
Если раньше организаторы конкурса делали акцент на то, что буктрейлер призван рекламировать чтение, то на сегодняшний день они поняли, что правды в этом нет. И теперь цель Всероссийского конкурса буктрейлеров - открыть широкой аудитории вид искусства, который совмещает в себе все признаки нового времени и традиционные ценности: модные гаджеты, кино, рекламу, Интернет и литературу. Буктрейлеры, по их мнению, нужны, чтобы вызвать интерес к книге у тех, кто не читает сейчас. А те, кто не мыслит свою жизнь без литературы, с их помощью найдут новый способ самовыражения.
Елизавета Александрова-Зорина на встрече говорила не как писатель, а как пиарщик одного из московских издательств. По ее словам, издательствам сегодня абсолютно невыгодно вкладываться в эти короткие ролики, так как аудитория, читающая книги и смотрящая буктрейлеры, - это совершенно разные люди.
С этим согласились все. Собственно, на этом можно было и закончить. И тут еще кинокритик Антон Долин подлил масла в огонь, сказав, что будь то кинотрейлер или буктрейлер - все это обман. Ведь не всегда то, что мы видим в рекламе фильма, соответствует тому, что мы позже увидим в кино. Что уж говорить о книге? В общем, все это реклама и замануха. Не верь глазам своим.
Но не бросать же после всего вышесказанного новый жанр на произвол судьбы! Хорошо бы найти ему применение, чтобы выгодно было и книжной индустрии, и творческим личностям. Да и читатели увидели бы в этом вдруг какой-то потаенный смысл.
Может, и прав эпатажный режиссер Константин Богомолов, высказавший свою точку зрения: "В трейлере на книгу есть существенная часть иронии. Это рефлексия по поводу самого существования книги в современной культуре, один из способов иронизирования книжной индустрии по поводу конкуренции с кино и телевидением. Это такая игра. Способ защиты от других мощных индустрий".
В таком случае, пусть эта игра продолжается и дальше. Свои ролики все желающие могут присылать организаторам до 4 ноября, а с более подробными условиями конкурса можно ознакомиться на официальном сайте http://www.booktrailers.ru .
Молодые люди, которые будут снимать буктрейлеры, наверняка будут вынуждены и книгу прочесть. А сама по себе читающая молодежь - уже хорошо. Вероятно, у кого-то получится умный и интересный ролик.
Правда, жаль, что деньги у организаторов находятся исключительно на проведение конкурса, а не на последующее продвижение этих роликов, например, на прокат их в книжных магазинах, не говоря уже о телевидении. Где их могут увидеть широкие читательские массы? Но, может, все еще впереди? Три года - разве ж это возраст...