Новости

28.08.2014 00:24
Рубрика: Общество

Большие перемены

Что нового ждет школы и вузы в этом учебном году?
В России сейчас 46 тысяч школ, где учатся 13 млн человек, и 2,5 тыс. вузов и филиалов, где обучаются 6 млн студентов. Какие изменения ожидают школы в этом году? Почему волонтерам будет легче поступить в вузы? Отменят ли в общежитиях комендантский час и какой будет стипендия студентов?

Сочинение возвращается

В школу в этом учебном году вернется сочинение. Без зачета по сочинению к ЕГЭ учеников не допустят. Минобрнауки хочет предложить вузам по своему усмотрению учитывать результаты сочинения абитуриентов. И тоже прибавлять к ЕГЭ максимум 10 баллов. Как приемные комиссии будут выставлять баллы за сочинения - большой вопрос. В школах-то выпускникам поставят зачет или незачет. К слову, темы сочинений укажут в аттестатах школьников, а сами тексты уже с этого года будут храниться в особой информационной системе. Так что каждый вуз сможет познакомиться с сочинениями будущих студентов. В министерстве подчеркивают, что все детали сейчас обсуждаются.

ЕГЭ без выбора ответа

Из ЕГЭ по русскому исчезнет часть А, где предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Кроме того, возможно введение устного экзамена по всем гуманитарным предметам и перевод ЕГЭ из письменной формы в электронный формат. Уже известно, что прежде всего устная часть появится в ЕГЭ по иностранному языку. А что касается компьютера, то первой станет информатика. Окончательные изменения будут подготовлены в сентябре. К слову, из математики и литературы вопросы с выбором ответов уже убрали.

Учебники отправят в Сеть

С 1 января 2015 года к каждому школьному учебнику будет прилагаться электронная версия, и учебники на экспертизу будут допускаться только при соблюдении этого условия. Между тем в Москве, например, шесть школ будут заниматься по электронным книгам уже с 1 сентября 2014 года. Всего пока подготовлено пять электронных учебников по разным предметам. На их подготовку у специалистов ушло полтора года.

Соберем портфолио

В следующем году при поступлении в вузы минобрнауки предлагает учитывать портфолио. В портфолио войдут сведения о достижениях школьников: участие в спортивных соревнованиях, волонтерском движении, сдача норм ГТО, золотая медаль, успехи в различных олимпиадах. Вузы сами решат, что именно им важно, и разработают шкалу оценок. Известно, что в сумме к ЕГЭ за индивидуальные достижения будет прибавляться не более 10 баллов.

Олимпиада по новым правилам

Российский совет олимпиад школьников предлагает проводить олимпиады не менее чем в два этапа и заканчивать не позднее 1 апреля. Может измениться и количество призеров и победителей. Сейчас количество дипломантов может составлять 30%, а предлагается ограничить квоту 25%. Уменьшится и число победителей - с 10% до 8%.

Могут также поменяться критерии присвоения уровней олимпиадам. Вопрос важный, так как именно от уровня олимпиады зависят конкретные льготы при поступлении в вузы. Сейчас предлагается давать первый уровень только тем олимпиадам, в которых участвует не менее 25 регионов. В олимпиадах второго уровня должны участвовать не менее 12 регионов, третьего уровня - не менее 6 регионов. Уровни олимпиад будут определяться не после их завершения, как это делается сейчас, а до начала, иными словами, до 1 сентября.

Диплом участников олимпиад будет не только бумажным, но и электронным. По специальному коду в любом вузе приемная комиссия сумеет проверить, подлинный диплом или нет и как сдал ЕГЭ абитуриент. По правилам, льготами при поступлении может воспользоваться только тот олимпиадник, который сдал ЕГЭ не меньше чем на 65 баллов.

Призеров отправят в Сеть

Станет обязательной публикация в Интернете работ победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников (проект документа уже подготовлен и проходит общественное обсуждение). Минобрнауки предлагает в этом году расширить количество иностранных языков, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников, и добавить к английскому, немецкому и французскому еще испанский, китайский и итальянские языки. Школьные этапы должны будут заканчиваться не позднее 1 ноября. Еще одно новшество - если на региональном этапе олимпиады никто не наберет нужного количества баллов, на следующий этап поедет тот, у кого их больше.

Урок без иглы

Школьников с этого учебного года будут тестировать на наркотики. Но за руку никто учеников на тесты не потащит. Исследование будет исключительно добровольным. Если школьнику уже исполнилось 15 лет, от него потребуется письменное согласие. Если 15 еще нет, такое согласие дают родители. Директор школы, колледжа обязаны составить списки тех, кто будет проходить тестирование, и утвердить состав особой комиссии из числа учителей. Эта комиссия и должна проводить тестирование в образовательной организации.

В университетах появятся дополнительные экзамены

Минобрнауки значительно расширило список специальностей, по которым можно проводить профессиональные или творческие экзамены. В нем есть "реклама", "музыкальное искусство эстрады", "аэронавигация", "технология художественной обработки металлов". Недавно в перечень включили "лечебное дело", "педиатрию", "стоматологию", "историю искусств", "педагогическое образование". Причем в прежних списках к "педобразованию" была сделана пометка, что требование касается будущих учителей физкультуры, музыки, изобразительного искусства, а сейчас таких ограничений нет. Вузы имеют право проводить дополнительный экзамен или тест для будущих дефектологов и учителей, которые выбрали два профиля, для абитуриентов, которые поступают на специальности "градостроительство", "таможенное дело", "филология". В этом году вузы не воспользовались своим правом ужесточить отбор, но никто не мешает им сделать это в следующем году.

"Рекомендованных" больше не будет

Вузы могут отказаться от понятия "рекомендованные к поступлению". Минобрнауки предлагает зафиксировать количество тех абитуриентов, которых зачислят в первую волну. Например, в первую волну должно быть принято 60-70%, а во вторую волну - оставшаяся часть.

А вот сокращать число вузов, куда можно подавать документы, минобрнауки не хочет. По словам замминистра Александра Климова, "это может привести к понижению вариативности" и ущемить интересы поступающих, так как есть абитуриенты, которые подают на разные направления подготовки.

Квоты для иностранцев

В этом году вырос набор в вузы иностранных граждан. Раньше квота для них составляла 10 тыс. мест, сейчас 15 тысяч. Плюс платные студенты, которые будут поступать вне квоты.

На бесплатное отделение - только с пятерками

Переводить студентов с платного на бесплатное отделение теперь будут только в том случае, если у них за два последних семестра стоят оценки "отлично" и "хорошо". Решение о переходе с платного на бесплатное отделение должна принимать специальная комиссия с учетом мнения студсовета и совета родителей, если речь идет, к примеру, о студентах колледжа, которым нет еще 18 лет.

Стипендии в вузах увеличатся

Минимум теперь такой: студенты среднего профессионального образования - 487 рублей в месяц, а студенты вузов - 1340 рублей в месяц. Социальная стипендия тоже подросла. В среднем профобразовании это 730 рублей в месяц, в вузах - 2010 рублей. Аспиранты, ординаторы, ассистенты-стажеры будут получать 2637, 6330 или 2717 рублей в месяц в зависимости от программы подготовки. Эти нормативы используются для того, чтобы формировать для вузов размер стипендиального фонда. Меньше норматива стипендия быть не может, а вот больше - пожалуйста.

Паспорт студента

В Федеральный реестр документов об образовании добавятся дополнительные сведения о выпускниках вузов - ФИО, дата рождения, данные паспорта. В течение 10 лет в эту закрытую базу внесут данные обо всех дипломах, выданных до 1992 года. Данные нужны для того, чтобы отслеживать трудоустройство выпускников и уровень их зарплат. " Это позволит понять, сколько выпускники вкладывают в развитие региона и проследить карьеру выпускников", - поясняет директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Мнения

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:

- В 2015 году в ЕГЭ по русскому языку часть с выбором ответа будет поэтапно исключаться из заданий. При этом важно, чтобы мы двигались плавно, без резких движений, чтобы школа, учителя и ученики адаптировались к этим изменениям.

Максим Пратусевич, директор физико-математического лицея N 239, Санкт-Петербург:

- По этому поводу пока слишком мало официальной информации, но в таком виде сочинение - как пятое колесо в телеге. Оно не является естественным в живой ткани учебного процесса. Мое мнение таково: не следует спешить, следует осмыслить роль и место сочинения в изучении литературы, определить, какими должны быть темы.

Андрей Нарушевич, завкафедрой русского языка Таганрогского государственного пединститута, учитель русского языка и литературы

- Я работаю не только в вузе, но и в школе и с большой тревогой жду возвращения сочинения в том виде, какой обсуждается сегодня. Пока больше вопросов, чем ответов. Сочинение пишется в декабре. А после декабря учить литературу уже будет не нужно? Представьте себя на месте ученика, а потом на месте учителя... Отметка "зачтено" по сочинению по литературе - это допуск к ЕГЭ по русскому языку. А какой тогда "допуск" к ЕГЭ по математике? Или же речь идет о допуске к любым экзаменам в форме ЕГЭ?

Какими будут темы сочинений? Если строго литературоведческими, то возникает вопрос: мы поголовно растим профессиональных филологов? Если же речь идет о темах публицистического характера, то в части С ЕГЭ по русскому языку и так привлекается материал художественных произведений для обоснования собственного мнения.

Пока ничего не известно ни о критериях проверки, т.е. о требованиях к содержанию, объему сочинения, ни о форме проведения экзамена. А знать это необходимо заранее, чтобы продумать систему подготовки.

Иван Ященко, директор центра непрерывного математического образования:

- Тот, кто защищает необходимость части А, ссылаясь на слабых учеников, занимается профанацией. Наша задача - дать возможность слабому ученику честно сдать экзамен, и первые задачи части В в ЕГЭ по математике под силу большинству. С устным экзаменом по математике я бы не торопился. Устный экзамен очень сложен организационно и технологически.

Василий Зверев, профессор кафедры истории российской государственности РАНХиГС:

- Допускаю, что в тестах ЕГЭ по истории может появиться устная часть. Но сразу возникает вопрос: как объективно оценить ответ ученика? Что оценивать? Красноречие, аргументацию, причинно-следственные связи? Кто будет проверять устный ответ - регионы или федеральный центр?