Новости

28.08.2014 00:04
Рубрика: Общество

Соблазн мимолетным

Почему подлецы подчас процветают, а праведники мучаются
Этот мучительный, всегда отзывающийся в нас острой болью недоумения, коварный вопрос встречается в читательской почте часто. Слишком часто. Поэтому я решила: не буду публиковать письмо из тех, что мне прислали недавно, найду такое, которое пришло одним из первых. Почему? Потому что само время помогает мне на него ответить. Специально не стану раскрывать имя того, о ком сейчас пойдет речь - дело не в именах. Итак, письмо из не такого уж и далекого 2008-го.

"Мария, прошу, не подумайте, что я человек жадный или завистливый к чужим миллионам, триумфу, славе, власти, красивой и легкой жизни - роскошные авто, пикантные блондинки, яхты, лайнеры, офис в престижном районе Лондона. Когда в 1990-х моя семья потеряла все, что имела - на народном автомобиле, помните, какие соблазнительные ролики крутили по ТВ? - "AVVA, надежный, комфортный, экономичный первый народный автомобиль, дивиденды от 30% в валюте!", я понял: большой бизнес не для меня. Какая коммерция, если, во-первых, подобные комбинации по объегориванию сограждан мне, дипломированному математику, и в голову отчего-то не приходили. А во-вторых, о каком предпринимательстве может идти речь, если я проворонил ситуацию в собственной семье, когда теща, подбив беременную жену, снесла все деньги, в том числе и за проданную квартиру моего умершего отца, в этот мыльный пузырь! Обменяли все на фантики! Пока я вкалывал в командировке! Так я, выпускник матфака, не теоретически, а на своей шкуре понял, что такое пирамида! Но речь не о том. Преступник, который всю эту махинацию провернул, на достигнутом не остановился. И, что показательно, прощелыга в костюмах от Бриони, не просто ворует! Он делает это нагло! Будто похваляясь своей безнаказанностью! Слезы тех, кого он ограбил? Страдания? Да, плевать! Моя теща, к примеру, до конца жизни так и не смогла себе простить, что влезла в эту аферу, сколько я с ней ни разговаривал, ни убеждал! Первый инсульт у Елены Ивановны случился после того, как народный автомобиль лопнул! А сколько еще таких обманутых! А ему хоть бы хны! Уголовные дела? Разворованные активы? Разоренные предприятия? Трупы, в конце концов! Нет, живет себе припеваючи в Лондоне, магазины "Dolce&Gabbana" и "Hermes" посещает - недавно по телевизору рассказывали. Почему Бог такое допускает!"

Алексей, февраль 2008 г.

Откровенно говоря, вопросу "как Господь терпит то, что подлецы процветают, а люди честные страдают и мучаются?", даже не шесть, а многие сотни лет. Три тысячелетия назад свой вопль сомнения в Божией благости исторг из глубин своего сердца некий Асаф - священнослужитель, начальник хора при царе Давиде. Хора, исполнявшего хвалебные песни Богу. Судя по всему, Асаф прожил непростую жизнь, полную тревог и опасностей: он был предан царю Давиду и разделил с ним превратности его судьбы, Библия называет Асафа прозорливцем. Свои горькие сомнения в справедливости Господа Асаф высказал в молитве, называемой 72 псалом.

Мы уже писали, что Псалтирь - книга, собравшая древнеизраильские молитвословия Богу, переведенная в IX веке на славянский язык святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, была необыкновенно популярна в России. Раз научившись по Псалтири грамоте, наши предки с ней уже не расставались: Псалтирь вела их по жизни, предлагая советы, укрепляя в трудную минуту, врачуя, давая ориентиры нравственной жизни. Было принято прочитывать всю Псалтирь, от корки до корки, еженедельно. А в Великий пост в течение недели - дважды. Не все псалмы были созданы царем Давидом, двенадцать приписываются Асафу. 72-й - среди них. Часто его называют псалмом, объясняющим, почему нельзя соблазняться счастьем грешников. Чтобы разобраться в этом, давайте проанализируем Священный текст, уверяю, занятие это преувлекательнейшее.

Итак, 72-й псалом можно разбить на семь частей. Первая, самая короткая, это восклицание: Бог всегда благ к Своим детям, если они безгрешны и чисты сердцем! Вторая - признание Асафа в том, что он позавидовал безумным, видя благоденствие бесчестных. В переводе на русский тут образное выражение: "едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои", и обращение к древнееврейскому подлиннику расшифровывает эту метафору: речь идет не о стопах в прямом смысле слова, а о пути, о ходе размышлений, о появлении душевных помыслов или поползновений мыслей и чувств в сторону от пути истины на путь неправды и заблуждения. Следующая часть псалма описывает благоденствие грешников: им многое дано, они физически крепки, сильны, не знают страданий, вплоть до самой смерти и, не испытав на себе обычных для человеческой жизни трудов и бедствий, предаются гордости, они несправедливы по отношению к слабым. Уверившись в постоянстве своего благополучия, они одеваются в неправду и нечестие, как в привычную одежду, и не только не скрывают свои беззакония, но и выставляют их напоказ: "гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока". Следующая фраза "поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле" нуждается в пояснении. Здесь речь о том, что такие люди могут лживо произносить высокопарные речи - о Боге, о добре, но язык их будет привязан к земному, это всего лишь слова, сказанные ради корысти и вполне приземленных целей. Такое процветание бесчестных приводит к тому, что окружающие начинают думать: "Выходит, всё позволено! Да ведает ли Бог, что происходит?" (часть 4). И сам автор псалма поддается искушению, и он недоуменно восклицает: "Кому нужно, что я был праведным! Что не творил зла! Хранил сердце чистым!" (часть 5).Но тут же спохватывается: "Если бы я произнес свои сомнения вслух, я бы уже стал виновен!" Потому что это были бы сомнения в Божией благости! Неверие в Его Божественный Промысел. Свои мучительные раздумья Асаф не мог разрешить самостоятельно: суды Божии глубоки и неисповедимы. Людям не дано своим человеческим разумом проникнуть в тайны Творца, тайны Божественного. "Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя,тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою!" И только придя в храм (часть 6), где Сам Бог стал его Учителем, где Сам Господь держал его "за правую руку и советом Своим наставлял", Асаф уразумел, что благоденствие и счастье грешников не прочно, мимолетно. Потому что на скользких путях они стоят. И как возвысились, так и погибнут. Потому что все, удаляющие от Бога, гибнут, все, отступающие от Него, истребляются. Только Он твердыня, только в Господе можно обрести опору. А богатство и слава, истают, как дым (часть 7). Кстати, стоит ли говорить, что героем письма Алексея был небезызвестный Б. А. Березовский?

Псалом 72, Асафу

"Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;

на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.

Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;

поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,

и говорят: "Как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?" И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.

[И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,

и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

Но если бы я сказал: "буду рассуждать так", - то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,

доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.

Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;

Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.

Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой]".

Общество Религия Беседы с Марией Городовой
Добавьте RG.RU 
в избранные источники