"Мария, прошу, не подумайте, что я человек жадный или завистливый к чужим миллионам, триумфу, славе, власти, красивой и легкой жизни - роскошные авто, пикантные блондинки, яхты, лайнеры, офис в престижном районе Лондона. Когда в 1990-х моя семья потеряла все, что имела - на народном автомобиле, помните, какие соблазнительные ролики крутили по ТВ? - "AVVA, надежный, комфортный, экономичный первый народный автомобиль, дивиденды от 30% в валюте!", я понял: большой бизнес не для меня. Какая коммерция, если, во-первых, подобные комбинации по объегориванию сограждан мне, дипломированному математику, и в голову отчего-то не приходили. А во-вторых, о каком предпринимательстве может идти речь, если я проворонил ситуацию в собственной семье, когда теща, подбив беременную жену, снесла все деньги, в том числе и за проданную квартиру моего умершего отца, в этот мыльный пузырь! Обменяли все на фантики! Пока я вкалывал в командировке! Так я, выпускник матфака, не теоретически, а на своей шкуре понял, что такое пирамида! Но речь не о том. Преступник, который всю эту махинацию провернул, на достигнутом не остановился. И, что показательно, прощелыга в костюмах от Бриони, не просто ворует! Он делает это нагло! Будто похваляясь своей безнаказанностью! Слезы тех, кого он ограбил? Страдания? Да, плевать! Моя теща, к примеру, до конца жизни так и не смогла себе простить, что влезла в эту аферу, сколько я с ней ни разговаривал, ни убеждал! Первый инсульт у Елены Ивановны случился после того, как народный автомобиль лопнул! А сколько еще таких обманутых! А ему хоть бы хны! Уголовные дела? Разворованные активы? Разоренные предприятия? Трупы, в конце концов! Нет, живет себе припеваючи в Лондоне, магазины "Dolce&Gabbana" и "Hermes" посещает - недавно по телевизору рассказывали. Почему Бог такое допускает!"
Алексей, февраль 2008 г.
Откровенно говоря, вопросу "как Господь терпит то, что подлецы процветают, а люди честные страдают и мучаются?", даже не шесть, а многие сотни лет. Три тысячелетия назад свой вопль сомнения в Божией благости исторг из глубин своего сердца некий Асаф - священнослужитель, начальник хора при царе Давиде. Хора, исполнявшего хвалебные песни Богу. Судя по всему, Асаф прожил непростую жизнь, полную тревог и опасностей: он был предан царю Давиду и разделил с ним превратности его судьбы, Библия называет Асафа прозорливцем. Свои горькие сомнения в справедливости Господа Асаф высказал в молитве, называемой 72 псалом.
Мы уже писали, что Псалтирь - книга, собравшая древнеизраильские молитвословия Богу, переведенная в IX веке на славянский язык святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, была необыкновенно популярна в России. Раз научившись по Псалтири грамоте, наши предки с ней уже не расставались: Псалтирь вела их по жизни, предлагая советы, укрепляя в трудную минуту, врачуя, давая ориентиры нравственной жизни. Было принято прочитывать всю Псалтирь, от корки до корки, еженедельно. А в Великий пост в течение недели - дважды. Не все псалмы были созданы царем Давидом, двенадцать приписываются Асафу. 72-й - среди них. Часто его называют псалмом, объясняющим, почему нельзя соблазняться счастьем грешников. Чтобы разобраться в этом, давайте проанализируем Священный текст, уверяю, занятие это преувлекательнейшее.
Итак, 72-й псалом можно разбить на семь частей. Первая, самая короткая, это восклицание: Бог всегда благ к Своим детям, если они безгрешны и чисты сердцем! Вторая - признание Асафа в том, что он позавидовал безумным, видя благоденствие бесчестных. В переводе на русский тут образное выражение: "едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои", и обращение к древнееврейскому подлиннику расшифровывает эту метафору: речь идет не о стопах в прямом смысле слова, а о пути, о ходе размышлений, о появлении душевных помыслов или поползновений мыслей и чувств в сторону от пути истины на путь неправды и заблуждения. Следующая часть псалма описывает благоденствие грешников: им многое дано, они физически крепки, сильны, не знают страданий, вплоть до самой смерти и, не испытав на себе обычных для человеческой жизни трудов и бедствий, предаются гордости, они несправедливы по отношению к слабым. Уверившись в постоянстве своего благополучия, они одеваются в неправду и нечестие, как в привычную одежду, и не только не скрывают свои беззакония, но и выставляют их напоказ: "гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока". Следующая фраза "поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле" нуждается в пояснении. Здесь речь о том, что такие люди могут лживо произносить высокопарные речи - о Боге, о добре, но язык их будет привязан к земному, это всего лишь слова, сказанные ради корысти и вполне приземленных целей. Такое процветание бесчестных приводит к тому, что окружающие начинают думать: "Выходит, всё позволено! Да ведает ли Бог, что происходит?" (часть 4). И сам автор псалма поддается искушению, и он недоуменно восклицает: "Кому нужно, что я был праведным! Что не творил зла! Хранил сердце чистым!" (часть 5).Но тут же спохватывается: "Если бы я произнес свои сомнения вслух, я бы уже стал виновен!" Потому что это были бы сомнения в Божией благости! Неверие в Его Божественный Промысел. Свои мучительные раздумья Асаф не мог разрешить самостоятельно: суды Божии глубоки и неисповедимы. Людям не дано своим человеческим разумом проникнуть в тайны Творца, тайны Божественного. "Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя,тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою!" И только придя в храм (часть 6), где Сам Бог стал его Учителем, где Сам Господь держал его "за правую руку и советом Своим наставлял", Асаф уразумел, что благоденствие и счастье грешников не прочно, мимолетно. Потому что на скользких путях они стоят. И как возвысились, так и погибнут. Потому что все, удаляющие от Бога, гибнут, все, отступающие от Него, истребляются. Только Он твердыня, только в Господе можно обрести опору. А богатство и слава, истают, как дым (часть 7). Кстати, стоит ли говорить, что героем письма Алексея был небезызвестный Б. А. Березовский?
"Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
и говорят: "Как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?" И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
[И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
Но если бы я сказал: "буду рассуждать так", - то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой]".