Выпускницы краснодарского училища будут управлять военными летчиками

В краснодарском авиационном училище готовится к выпуску необычный курс: молоденькими лейтенантами отсюда выпорхнут 20 девушек - офицеров боевого управления.

Корреспонденты "РГ" познакомились с ними пять лет назад. Тогда 36 девчонок, только окончивших школы и колледжи, приехали в Краснодар, чтобы стать офицерами. Треть из них отсеялась во время отбора. И тогда автор этих строк была уверена, что еще как минимум половина не справится с тяготами хоть и учебных, но все же армейских будней, и бросит училище, выбрав традиционные гражданские вузы. Но из поступивших только одна девушка ушла в декретный отпуск, а 20 ее боевых подруг уже не дождутся, когда узнают, какие части им предложат для прохождения службы.

Спустя пять лет мы снова приехали в краснодарский филиал Военного учебно-научного центра "Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина", чтобы встретиться, безусловно, с самым прекрасным военным выпуском нынешнего года. От былой детской неуверенности и растерянности у девчонок не осталось и следа. В глазах - решительность не сомневающихся в себе специалистов. Стройные выпускницы звонко чеканят шаг каблучками черных "лодочек". Особое отношение к этим курсантам чувствуется во всем. "Здравствуйте, девочки", - приветствуют их на улице преподаватели. "Здравствуйте", - хором отвечают барышни. Мальчишки обязательно рявкнули бы в ответ: "Здравие желаем, товарищ преподаватель".

Да и в бытовом плане девушкам, конечно, обеспечили больший комфорт, в настоящих казармах они прожили совсем недолго, затем их перевели в общежитие, где разместили в комнате по два человека. Мебели минимум - небольшой шкаф, две кровати, тумбочки, но есть столик с зеркалом, а значит, духи и косметика. Сувениры и мягкие медвежата создают почти домашний уют. В прихожей полки с настоящей девичьей обувью - туфельками, босоножками. Но это, как говорится, "на выход", когда армейские берцы в сторону и бегом в увольнение, где хотя бы денек можно побыть не рядовой Петруня или Шибецкой, а обычной девчонкой. Хотя в 9 вечера гражданка заканчивается, и барышня снова становится курсантом. Не жалеют ли?

- Конечно, когда стоишь в строю в форме и в берцах, а мимо идут девушки в платьях, на каблуках, смотришь на них и немного жалко, что это не ты, но ничего, ведь осталось немного, - улыбается краснодарка Полина Петруня.

- Мы знали, куда поступали, - продолжает Кристина Шибецкая из Кущевского района  Кубани. - Это не студенческая свободная жизнь, нас, конечно, поставили в жесткие рамки,  но мы чувствуем, как нас уважают.

Краснодарский филиал - единственный в стране, где на офицеров боевого управления готовили девушек, правда, всего два года. По сути, они штурманы пилотов, только на земле, их работа схожа с работой гражданского авиадиспетчера, со своими нюансами, естественно.  Девушки будут следить за воздушной обстановкой в зоне полетов, управлять экипажами СУ, ЯК и МиГ на маршруте - на индикаторе кругового обзора отслеживать их положение относительно линии заданного пути, контролировать, чтобы не было опасных сближений самолетов, давать команды на выполнение разворотов, изменение курса, высоты полета, а также команды наведения. Их задача, чтобы самолет во время, скажем так, условного боя находился в тактически выгодном положении.

Этот выпуск офицеров боевого управления среди представительниц слабого пола последний, хотя в армии не принято произносить "последний", военные говорят "крайний". Да и слабыми этих девчонок вряд ли назовешь. Физкультуру в отличие от гражданского вуза они сдавали каждые полгода, и нормативы были достаточно серьезные - километр пробежать минимум за 4 минуты 36 секунд (это на хиленькую "троечку"), отжаться от 12 до 32 раз. Был и прыжок с парашютом с высоты тысяча метров с вертолета, испугаться, говорят, даже не успели. А еще пришлось пережить однодневный полевой выход, чтобы уж окончательно понять, готовы ли связать свою жизнь с армией.

- Нас подняли в четыре часа утра, мы позавтракали, надели обмундирование, - смеется Клавдия Чекменева. - В тот день прошли восемь километров, рыли окопы. Но больше всего запомнилась гречневая каша с тушенкой, которой кормили в обед. Это было так вкусно!

С восхищением вспоминают, как во время стажировки удалось посидеть за штурвалом настоящего самолета, не в небе, конечно, однако эти ощущения для них оказались очень важными.

- Летчик отвечает за экипаж и пассажиров. А ты находишься на земле, и понимаешь, что там наверху ему тяжелее, чем тебе, и ты должен сделать так, чтобы ему стало легче и комфортнее, - рассказывает Кристина.

- Мне кажется, даже голосом можно поддержать летчика, - добавляет Клавдия. - Когда ведешь радиообмен, он должен чувствовать твою уверенность, если будешь говорить четко, ему станет проще. Было очень интересно проходить стажировку в полку. В реальной обстановке больше ответственности, не можешь лишний раз отвлечься, летчик должен чувствовать, что я гарантирую его безопасность и смогу довести до аэродрома.

Хотя первой реакцией офицеров, когда они слышали девичий голос в эфире, было удивление и некоторое смущением, но девчонки быстро смогли завоевать расположение опытных пилотов, те даже старались чаще с ними переговариваться.

Москвичка Клавдия из семьи потомственных военных летчиков - в воздушных силах служат ее дед и отец. Династию продолжила внучка, 12-летний брат, слушая рассказы сестры о жизни в училище, наотрез отказывается идти по стопам старших родственников, считая, что это слишком сложно. О том, что в краснодарское училище набирают девушек, Клавдия узнала от деда. А до этого были рассказа отца о службе. Школьница не раздумывала, как только получила результаты ЕГЭ, поехала в Краснодар. Мужчины выбор поддержали, мама, конечно, переживала, постоянно звонила и повторяла, что если дочке не понравится, ее сразу же заберут. Признается, что сомнения появились на втором курсе:

- Вроде и прижилась, но дни однообразные, со школой начала сравнивать, с обычной жизнью, там все другим было. А здесь постоянные ограничения, многого нельзя, со всех сторон рамки. Тогда я действительно поняла, как много зависит от поддержки родных людей. Отец говорил, что тяжело только первые два года, потом станет легче. Мол, ты уже на втором курсе, куда уходить, учись до конца. И я смогла пережить это время. По дому, само собой, скучала, особенно, в большой промежуток - после зимнего 15-дневного отпуска до летнего 30-дневного. Звонила: "Мама, я домой хочу". Она отвечала, потерпи, еще немного осталось. У меня есть фотографии с присяги, где я стою, такая маленькая. Мама плакала: куда я ее отдала. А теперь все гордятся, на выпуск соберется чуть ли не вся семья -  мама, папа, брат, двоюродная сестра, бабушки и дедушки, дядя.

Выпускной Кристины Шибецкой ждут не только родные, в училище в ее жизни появился еще один близкий человек. Девушка вышла замуж за курсанта Сергея (тоже офицера боевого управления) старше ее на два года. Познакомились во время универсиады, оба играли в футбольных студенческих командах. Встречались год, а затем после своего выпускного он сделал ей предложение. Хотя на самом деле не все так просто. Курсанты - не студенты, под окнами любимой вечером не постоишь, до общежития не проводишь, на лавочке не посидишь и свидания в беседке не назначишь. Даже по телефону в любой момент не поговоришь, звонки в учебное время (а это все дни, кроме увольнительных и отпускных) не приветствуются. Увидеться удавалось на тренировках, да во время тех самых увольнений.

- Я не планировала выходить замуж до выпускного, но он настоял. Хотели быть вместе, чувствовать себя настоящей семьей, - рассказывает Кристина. -  Сейчас он в Чите, за год один раз приезжал в отпуск. Но стараемся почаще созваниваться, когда выхожу в город, общаемся по скайпу. Конечно, расстояние дает о себе знать, бывают и ссоры. Но я надеюсь, что он ко мне переведется потом, когда я узнаю, в какой полк попала.

Кстати, Кристина - первый военный в семье, ее родители никак с армией не связаны, поэтому выбором дочери поначалу были шокированы и старались отговорить дочку. Девушка попала в училище в 16 лет, но ни разу не пожалела о своем решении:

- С детства мечтала стать военным человеком, носить форму. Еще любила копаться в истории. Пока училась, поняла, что это моя профессия. А на гражданке скучища полнейшая. Когда приезжаю домой, общаюсь со сверстниками, одноклассниками, понимаю, что мне и поговорить с ними не о чем. Я для них - диковинка.

Половина сокурсниц Кристины также замужние дамы - выходили за курсантов, многие из которых уже стали офицерами. Как рассказывают в училище, есть такая традиция - отправляться на место службы уже женатым, хотя, конечно, следует ей не все. Однако счастливых молодоженов заранее предупреждают, что может пройти немало времени, прежде чем они воссоединятся в одной части. Повезет, если сразу попадут служить в один округ или командование, а затем постепенно будут переводиться поближе друг к другу. Одной паре из прошлогоднего выпуска уже удалось таким образом соединиться в одном гарнизоне. Так что трудности и расстояния никого не пугают. Кстати, у женатых курсантов есть одна привилегия - увольнение им дают до утра.

В какой полк попадут, девушки узнают через месяц, но сейчас они уже не те, что были пять лет назад. Они уверены в себе офицеры боевого управления, и новая жизнь их не пугает. Удачи вам, девчонки!

Комментарий

Алексей Кругликов, временно исполняющий обязанности начальника второго факультета боевого управления авиацией краснодарского филиала ВУНЦ "ВВА имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина":

- Различия между курсантами-девочками и мальчиками, конечно, есть. Да и мужчинам-преподавателям нужно было психологически подготовиться, чтобы знать, как вести себя с ними. Если на обычного курсанта можно прикрикнуть, даже иногда крепкое слово сказать, то к девушками совсем другое отношение. Они могли расстроиться, что им поставили не ту оценку, даже поплакать, но со временем это прошло. В мужском коллективе их характер начал закаляться. Девушек отличает четкая мотивация, скрупулезность во всех вопросах. Для девочки, в отличие от парня-курсанта, двойки и тройки в учебе - это исключение.

Уровнем их подготовки я доволен на 99 процентов, кончено, всегда хочется, чтобы было где-то чуть лучше. Всегда говорю им, что надо научиться быть военным, иметь поставленный командный голос. Летчик должен быть уверен в том, что им управляют профессионалы. А девушки иногда говорят так ласково, спокойно, не всегда офицер в воздухе высоких званий готов воспринять команду. В голосе должна появиться жесткость, хотя это больше мужские черты. Но и превращаться в мужчин девушкам тоже не хорошо, надо сохранить себя.

Когда они были на стажировке в полках, к ним относились с некоторой настороженностью. Но они показали, что прекрасно подготовлены, поэтому благодаря высокому профессионализму, который они, надеюсь, проявят в войсках, к ним будут хорошо относиться.  О прошлогоднем женском выпуске у нас замечательные отзывы.

В основном, нынешние выпускницы попадут в военно-воздушные силы, возможно, даже в Крым, где сейчас формируются новые части, а значит, появится много вакансий. Служить им придется на различных должностях в пунктах управления авиацией, группе руководства полетами, на командных пунктах в качестве помощника оперативного дежурного, придется выполнять задачи по плану боевой подготовки. Это серьезная работа, с которой и мужчина не всегда сразу справится.