28.08.2014 12:37
Поделиться

Потомки царицы Лопухиной в Суздале мечтают восстановить ее доброе имя

Жительница Стокгольма Людмила Турнэ, урожденная княгиня Демидова-Лопухина, эмигрировала в Скандинавию сорок с лишним лет назад. Но связей с Родиной не теряет. Много лет она занимается благотворительностью в России, а в Швеции возглавляет "Русский салон" - старейшую организацию подобного рода в Европе.

Дома без характера

В Суздале Людмила Турнэ обосновалась в 2000 году. Каждый год приезжает сюда на летние месяцы, бывает, но недолго, и зимой. Оценка этому городу когда-то прозвучала из уст ее второй половины.

- Муж сказал: здесь даже дышится по-другому, - отмечает Турнэ. - И это так.

Но, любя эти места, не идеализирует их:

- Поначалу мы жили на улице Мичурина - как будто в другом городе. Недалеко от нас около Каменки стоял дом наподобие дома Кощея Бессмертного с кроваво-красной крышей. Осталось только на колья головы насадить. Люди строят дома без характера. Очень много домов, в которые вложены огромные средства, но они стоят под замком. Я понимаю недовольство суздальцев - это не во благо города. Поэтому и огороды начинают исчезать. А посмотрите, как здесь ведут огороды! Это большое искусство. Оно говорит о стремлении к красоте. Но когда приезжают нувориши с желанием захватить землю под строительство, это не может не вызывать протеста. Когда у человека появляются деньги, ему хочется ощутить себя во дворце. Но где же был архитектор? А мой дом типичный для Суздаля: низ - каменный, верх - деревянный. Его строил Сережа Прохоров. Очень талантливый человек. Ему бы создать свою школу строителей. Недавно получил квартиру и сразу же украсил свой подъезд, все жители не нарадуются. У нас люди со всеми проблемами идут к руководителям. Считают, что кто-то за них должен все сделать. Еще бывший мэр со мной советовался, надо ли сносить старые дома. Отвечала: ни в коем случае, нужно дать возможность людям реставрировать их. Сегодняшний мэр Игорь Кехтер рассказывает, что администрация закупила краску и кинула клич горожанам - красьте! Бесплатно! Откликнулись только три человека.

Лавочки от Ивановых

В Суздале есть талантливые люди. Здесь много художников, скульпторов, людей, которые занимаются рукоделием, работают с деревом. Но их труд не всегда востребован в родном городе.

- В городе три парка, - продолжает Турнэ. - Можно ведь сделать так, чтобы каждая семья имела возможность создать свою скамейку и оставить на ней свое "авторское клеймо". У суздальцев появится стимул сделать что-то доброе и полезное для своего города. И такие поделки пойдут из поколения в поколение. Об этих скамейках я говорю много лет, но пока безрезультатно, заинтересованности не встретила.

Есть у Людмилы Александровны и своя персональная мечта.

- Хочу восстановить доброе имя Евдокии Лопухиной и ее келью в Свято-Покровском монастыре, где, как утверждают, в надвратной церкви проходило ее пострижение в монахини, - делится собеседница. - Она была любима народом и матерью Петра Первого Натальей Кирилловной, которая выбрала ее сыну в жены.

Родные корни

Наследница знаменитых российских фамилий родилась в Архангельске, где отец находился в ссылке. Потом жила в Латвии. Закончила Щепкинское театральное училище, иняз Латвийского государственного университета. До иммиграции играла в русском театре в Риге, даже успела сняться в роли медсестры в фильме "Отец солдата".

- Только в 1964 году, когда закончила институт и пошла работать, я узнала о своей родословной, и то со слов мамы, - рассказывает Турнэ. - В том же году поехала в Нижегородскую область в деревню Быковка, где стояло имение Демидова. Дверь в церковь с упавшим крестом и березой, растущей на покосившем куполе, была открыта. Вошла, а там - серебряный алтарь и лежат мешки. По мешкам долезла до окон, заколоченных досками. Что толкнуло, не знаю. Я рукавом зеленой кофты провела по доскам, а это иконы. Видела сброшенные с родных могил огромные плиты розового мрамора, колодец у дороги, у которого, по словам отца, нет дна. А когда свернула на пригорок и подошла к имению, убедилась, что от него остался только каменный фундамент да лес вокруг. Подошла старушка и говорит: "Пойдемте ко мне, я вам хочу кое-что показать". Зашла к ней и обомлела: домик врос в землю, а посреди комнаты стоит рояль "Стейнвей", ноты, фотографии. Выносит из соседнего помещения скрипку Страдивари и просит: "Дайте мне хотя бы 40 рублей"!

Из варяг в греки

В России семья Турнэ более 30 лет занимается благотворительностью. Их машина много раз пересекала границу с инвалидными креслами, тюками теплой одежды, упаковками гигиенических средств и постельных принадлежностей для домов инвалидов, детских домов и монастырей.

Людмила мечтает восстановить доброе имя Евдокии Лопухиной и ее келью в Свято-Покровском монастыре

А в Швеции Людмила Турнэ три десятилетия возглавляет "Русский салон" в Стокгольме. Одно из последних событий, связанных с салоном, - вечер, посвященный 140-летию Федора Ивановича Шаляпина. Эта веха, которая объединила Россию и Швецию, считает Людмила Александровна.

- Два часа общения потребовали много предварительной работы, - рассказывает Турнэ. - Но дали возможность людям понять и почувствовать друг друга. К нам пришли и бесплатно пели на русском языке лучшие голоса королевской оперы, а потом благодарили за приглашение. Были внучка певца Наталья Шаляпина, балерина Элен Раш из рода Кутузовых. На посольской машине за 180 километров мы привезли на встречу 98-летнюю Елену Матвеевну Шишкину, дочь основателя общества. Когда продавали дом Шишкина, в нем на стене оставались автошарж Шаляпина и рисунки актеров самодеятельного театра. Новые хозяева, шведско-немецкая семья, их сохранили и даже вылепили на стене шишку и чайку.

В следующем году "Русскому салону" исполнится 100 лет. К юбилею активисты во главе с председателем разработали программу из варягов в греки - "Серебряный путь". Заручились поддержкой профессиональных моряков из Нижегородского морского клуба, у которых большой опыт плавания на яхтах.

Планировали, что российские дети из Нижнего Новгорода поплывут на семи яхтах до Петербурга. Затем на пароме доедут да Стокгольма. А после четырехдневного общения вместе со своими шведскими сверстниками вернутся на пароме в Петербург и оттуда на тех же парусах юные шведы и русские отправятся обратно в Нижний Новгород.

Россия программу детской дипломатии поддержала, а вот от шведских яхт-клубов не пришло ни одного ответа.

- Мы хотели отметить столетие общества в январе 2015 года, чтобы торжество успели увидеть старики, но я отказалась от этой идеи, - сетует Турнэ. - Перенесла на 2016 год. Когда наших бьют на Украине, как мы можем веселиться!

"Очень люблю Россию"

- В 2009 году Турнэ созывает в Стокгольме конференцию, приуроченную к 300-летию Полтавской битвы, - рассказывает подруга и наперсница Людмилы Александровны, доцент Сибирского федерального университета Людмила Винская. - Только русскому человеку такое могло прийти в голову. Завтра конференция, а накануне вечером психолог проводит с докладчиками беседу, чтобы мы понимали, что шведы до сих пор болезненно относятся к своему поражению. Но после моего выступления, в котором я сказала, что всякая война трагедия, пусть даже в ней погибнут 20-30 человек, ко мне стали подходить люди и говорить: вы думаете так, как все шведы.

За границей Людмила Турнэ с 1970 года. Не скрывает, что с той поры у нее произошла большая переоценка ценностей.

- Очень люблю Россию, и сейчас еще больше. Больно за нынешних молодых людей, которые стремятся уехать на Запад. Не понимают, что их там никто не ждет.

Не одобряет зацикленность земляков на негативе:

- Когда мы начинаем ругать свою страну, за что нас уважать? В Швеции очень много дурного, но никогда шведы не скажут о своей стране плохо. На машинах у всех наклейки: "Швеция - это фантастика". Там лучше, чем у нас. Но как можно Россию сравнивать со Швецией, которая не знала войны 250 лет! На нас кожу дубят, а дубленой коже сноса нет. Мы должны быть едины. Нам никто не поможет, от нас только ждут помощи. Надо ценить своих людей, и научиться говорить им спасибо.