На "Поволжье" молодым бизнесменам рассказали, как продать идею

На IV Молодежном бизнес-форуме "Поволжье" начинающим предпринимателям рассказали, как защитить авторские права и не нарваться на судебный иск от других правообладателей.

Как сказал эксперт в области защиты интеллектуальной собственности и патентов Илья Петухов, сегодня предприниматели, особенно начинающие, обращают внимание на охрану интеллектуальной собственности, как правило, в тот момент, когда уже "прижало", а эти нематериальные активы нужно уже не охранять, а защищать от посягательств недобросовестных конкурентов. Отодвигая столь важный аспект бизнеса на второй план, молодые люди рискуют либо недополучить порой серьезные деньги, либо понести неожиданные для себя затраты. Не говоря уже о трате времени и нервов на судебные разбирательства.

То, что речь может идти о действительно серьезных деньгах, эксперт показал на примере одного случая из собственной практики, когда женщина, работающая в рекламном бизнесе, сделала своего рода изобретение, касающееся размещения рекламы на парковых скамейках. Хотя сама идея была не нова, но она придумала оригинальную удобную сменную форму носителя. Оформив необходимые документы на конструкцию, она предложила эту идею крупной столичной рекламной структуре, и те оценили патент в 30 миллионов долларов!

На саму идею оформить авторские права нельзя, должен быть конечный результат, например, чертежи или натурный образец. Кроме того, необходимо провести патентное исследование, чтобы узнать, не было ли чего изобретено аналогичного раньше.

Как рассказал Илья Петухов, сейчас идет масса судебных разбирательств по поводу прав на интеллектуальную собственность. Например, по поводу схожести оформления сайтов, товарных знаков, использования музыки и литературных произведений.

В частности, Российское авторское общество активно защищает права композиторов и музыкантов на использование их произведений в кафе, магазинах и даже на транспорте.

- Уже были случаи, - рассказывает эксперт, - когда даже задерживали теплоход, с которого неслась "неоплаченная" музыка. Не говоря уже о закрытии различных объектов. Скоро эта тенденция дойдет и "маршруток". Люди понимают, что лучше заплатить пару тысяч рублей в месяц, чем потом платить гораздо большие суммы по судебным искам.

К тому же авторские права не заканчиваются со смертью автора, а передаются его детям и внукам на 70-летний срок, и только после этого произведение оказывается в "свободном доступе". В связи с чем, например, одно издательство, обладающее такими правами, предъявило миллиардный иск к другому.

Еще одна тенденция - спор за авторские права на произведение или изобретение по служебному заданию. Все это должно быть очень четко оговорено в документах между организацией и разработчиком.