Эта осень щедра на амбициозные музыкальные события. "Московская оперетта" выпускает "Джейн Эйр", "Геликон-опера" - феерическую "Прекрасную Елену", компания Stage Entertainment - "Призрак оперы", Театр мюзикла - "Все о Золушке" Раймонда Паулса на либретто Дмитрия Быкова. Не говоря о "Тарзане" в Театре Геннадия Чихачева и "Маугли" в "Театриуме". Как утверждает продюсер Stage Entertainment Дмитрий Богачев, согласно исследованиям, Россия сегодня - самый перспективный рынок мюзиклов в Европе. "Пола Негри" обещает стать самой необычной из новинок. Пресс-показ позволил фрагментарно представить себе это шоу. Водружаем на нос очки - и живой актер на сцене уже в центре виртуального мира, спроецированного на огромный экран. Это может быть павильон студии: героиня шоу - звезда кино. Или полет на допотопном биплане над горными кручами и океаном, виражи над железнодорожными мостами с посадкой на крышу вагона летящего на всех парах поезда. К левой кулисе может причалить натуральный океанский лайнер, и сотенные толпы встречающих запрудят набережную. Можно сфантазировать что угодно: например, пляску огненных змей в ансамбле с живой танцовщицей. Можно устроить водное шоу в стиле Басби Беркли, гения голливудских мюзиклов, - у него танцевало все, от девушек в купальниках до фонтанов и самой кинокамеры.
Придумал этот симбиоз живого театра с 3D-технологиями польский режиссер Януш Юзефович ("Метро"). Мысль простая, и ее автор был уверен, что это давно сделано где-нибудь на Бродвее. Но оказалось, что даже проекторы, способные перебить свет рампы и создать иллюзию мира объемного и яркого, надо еще поискать. Результатом стал триумф его первых 3D спектаклей в Польше и в России. Юзефович считает, что 3D-технологии в театре появились вовремя: он давно мечтал поставить "Мастера и Маргариту" Булгакова, и только теперь это становится реальным - новое сценическое воплощение романа будет, судя по всему, следующей работой режиссера.
"Пола Негри" - счастливая идея Юзефовича и композитора Януша Стоклосы. Соотечественница авторов Барбара Аполония Халупец стала первой европейской актрисой, покорившей Голливуд, и ее судьба - сама по себе аттракцион для публики. Известную в Польше актрису пригласил в свои фильмы режиссер Эрнст Любич и увез в Америку, где она и стала суперзвездой, а ее любви-разводы оказались отдельным сюжетом: Чарли Чаплин - Рудольфо Валентино - грузинский князь Мдивани... Для романтического мюзикла этого слишком много - и была придумана история ее неразделенной любви к Любичу, который был влюблен только в кино и прошел мимо своего счастья. 20-е годы, Голливуд, расцвет немого кино и первые опыты музыкальных фильмов, гангстеры и чарльстон, джаз и "герлс", и посреди этого грохочущего мира - "страдающая женщина-вамп". В Петербурге спектакль посмотрели более ста тысяч зрителей. В Москве к уже сложившейся команде прибавились актеры Театра Российской армии, но в главных ролях по-прежнему Ирина Медведева и Теона Дольникова (Пола Негри), Гоша Куценко и Максим Леонидов (Любич).
С большими надеждами открывает 25-й сезон "Геликон-опера". Огромный коллектив уже много лет работает в конференц-зале, где нет условий ни для репетиций, ни для полноценных спектаклей. Реконструкция здания на Большой Никитской сильно затянулась, и в театре нарастала атмосфера уныния. И вот процесс пошел: как сообщил создатель и худрук театра Дмитрий Бертман, на стройке круглосуточно трудятся до 270 человек, городские власти держат ее под контролем, а рабочие делают свое дело с явным интересом. Уже обрел первоначальный облик старинный особняк, полным ходом возводится большой зал, и, обещает режиссер, это будет одно из красивейших зданий Москвы.
Заботы, связанные с предстоящим переездом, обусловили скромные премьерные амбиции года: театр покажет одну новинку, зато это будет "Прекрасная Елена" Оффенбаха, которая за полтора века ничуть не постарела. Обещают сюрпризы, среди них - участие контр-теноров, а в партии Париса имеет шанс дебютировать самый молодой новобранец театра - 18-летний Александр Клевич. Что касается дамского состава, то в этой сфере у театра нет проблем: как заявил его худрук, здесь все солистки подобны греческим статуям. В ноябре в "Геликон" вернется "Мазепа" Чайковского, а в декабре - совместное творение "Геликона" с театром "Комунале" в Болонье "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича.
"Московская оперетта" начнет сезон премьерой мюзикла Кима Брейтбурга "Джейн Эйр" в постановке Алины Чевик. По ее характеристике, популярный роман Бронте - сугубо женское чтение, а лучшая часть человечества приходит в театр, чтобы сопереживать и сочувствовать. Именно на женскую аудиторию и рассчитан мюзикл, который к мелодраматической сюжетной основе добавит свойственную жанру зрелищность: много массовых сцен и эффектной хореографии. В новом сезоне театр покажет и редко у нас идущую "Фиалку Монмартра" Кальмана. Но самое интересное: в феврале к нам вернется музыка Исаака Дунаевского - актриса и режиссер Жанна Жердер создала либретто на основе хитов, написанных великим мелодистом для разных жанров, от оперетт до песен и киномузыки. В основе сюжета - история съемок первого советского киномюзикла "Веселые ребята", сфантазированная примерно так, как придумали историю Иоганна Штрауса авторы фильма "Большой вальс". Среди действующих лиц - сам Дунаевский, драматург Николай Эрдман, суперзвезды тех времен Любовь Орлова, Леонид Утесов и режиссер Григорий Александров. Спектакль создается в основном силами молодого поколения артистов "Московской оперетты".
Ну, а Московский Дом молодежи на глазах обретает бродвейский шик и масштаб: идет капитальное переоборудование зала, всей его машинерии и даже прилегающей к театру территории. Здесь поселится "Призрак оперы" - знаменитейшее из творений Эндрю Ллойда Уэббера, обошедшее весь мир, но к нам не попадавшее из-за технических сложностей. Компания Stage Entertainment, уже показавшая в Москве многие бродвейские хиты от "Звуков музыки" и "Мамма миа" до "Русалочки", готовится к самой изощренной из премьер - мистической истории о призраке, обитающем в оперном театре, и его безнадежной любви. Кроме музыки, ставшей мировой классикой, зрителей ждет множество непредсказуемых сюрпризов от подземного озера, по которому плывут влюбленные, до падающей на публику люстры весом в 650 кг, которая просвистит чуть выше наших макушек со скоростью 2,5 метра в секунду.