В Красноярском крае сын зарубил отца, избивавшего мать

Дело, расследование которого длилось почти год, передано в суд.

Папины уроки

В поезде интеллигентного вида попутчик, узнав о цели командировки, пожал плечами: "В любом поисковике набери "Сын убил отца" - десяток таких историй выскочит. Каждую маргинальную семью прославлять?".

За узорчатой калиткой дома на Лесной замерли синий "Жигуль", белая "Нива", трактор. В четырех комнатах, особенно в той, где все произошло, леденящий порядок.

- Не протопила еще, - ежится хозяйка. - Сил никаких, и спать не могу. Младшего Евгения Евгеньевича сегодня увезли за 600 верст в СИЗО. Евгения Евгеньевича старшего еще хоронить предстоит. И его жалко: все же 20 лет как сошлись. Бывало, столярничает, я окошки мою, дочка с новорожденным Женькой возится. Но так было недолго. Пить начал, гулять, меня избивал. А уж когда в Кодинске нашел калым и женщину, превратился в воскресного папу. Налетит оттуда, сунет пару тысяч, два дня бродит мрачнее ночи - и за бутылку. Из магазина дозвонишься участковому - приедет за 43 километра, если не занят, выпишет штраф.

5 лет назад развелись - на полмесяца стал запивать. Уже и над сыном все обиднее измывался. "Ты не мужик!" - орал, маменькиным сынком обзывал, щенком, тряпкой. На мороз под 50 босиком выгонял - прятались у соседей. Характер жестокий, прощения никогда не просил. Но, пока передышка, картошку поможет выкопать, крышу починит. Дом не разменивается, я и смирялась. Перед самой трагедией - не постеснялся - привез милашку свою на рыбалку. А у меня дочь из того же Кодинска (там Богучанская ГЭС, там жизнь) гостит с 25-летним парнем, Николаем. Мы мешаем. Нарыбачились - проводил. И в крик: "К дому не подходить!". 5 дней ночевали кто где. Женя - у друга. Готовились к сентябрю. Валентина Ивановна подтвердит.

Валентина Ивановна Данилкина, директор школы, сидит рядом и устало кивает. День - первый учебный - выдался суматошным. По дороге к ее старенькому малокомплектному храму знаний невольно оглядываемся на вишневую лавочку у резного забора, которая под серой северной моросью выглядит особенно ярко.

- Руки у Евгения-старшего были золотые. Рамы, двери, изгороди всем ставил. Деревянные горшочки для цветов в школе - его мастерство. Но на порог никого не пускал. Пьяный чернел от жестокости. Нина - другая. В родительском комитете активничала. К празднику угощений напечет. И за грибами-ягодами успевала мотаться, и на лесопереработку. В самом-то поселке работы давно нет. Жилье не строится. Я - без физрука: селить некуда. Депрессивным сделалось наше Говорково. Но казаки эти ангарские берега, бывшие тунгусские кочевья, почти четыре столетия назад облюбовали. Разве такую историю по ветру развеешь? Живем, надеемся. На 780 жителей, в основном пенсионеров, 90 школьников все же пока набираем. Классы маленькие, конечно: в первом - 14 ребятишек, в десятом - трое, зато все как на ладони. За 26 лет учительства курящих практически не встречала, не то что наркоманов. Незлые. Увлеченные. Робототехнику с ними развиваем, грант выиграли. И Женя мальчишкой рос славным, спокойным. На клубной сцене с девочкой современные танцы исполнял. Музыку любил, теннис, физику. Честь школы защищал на кустовой исследовательской конференции - замечательная была презентация. Мнение свое всегда умел отстоять.

В тупике

Тревогу забила та, другая, из Кодинска. Поселок - не город, оперативники тут же выяснили: в последний вечер пропавший Евгений скандалил с Николаем. Вышли на него - сразу сознался. Только вину поначалу взял на себя. Встретились с Женей - все окончательно и раскрылось. Подробно, с нескрываемым облегчением рассказал, как обратился к приятелю сестры за помощью - убрать обидчика, как они взяли топоры и отправились в комнату, где спал пьяный отец, как потом погрузили тело в машину, отвезли и закопали в лесу. Место каждый указал точно, не осталось в показаниях и других разночтений. "Я до конца не верил, что он решится", - скажет Николай следователю. "Я сделал это ради мамы, но если б вернуть тот момент, нет, не смог бы", - скажет Женя, которому, вполне возможно, до конца не верилось, что взрослый согласится переступить черту, что и его не отговорит.

В сущности, рядом с ним, зажимавшимся все свои 15 лет домашними дрязгами, точно тисками, так и не оказалось нормального мужика. И выхода не было. Однажды в пылу издевательств отец, отбывший по малолетке 7 лет за разбой, прошептал: "Два моих дядьки сидели, я сидел и ты сядешь!".

Жуткое пророчество.

Подсчет ошибок

Глава поселения Татьяна Ткаченко перебирает стопку рукописных листков:

- Мучаемся, понятно, сейчас: можно ли было случившееся предотвратить? Нинины страдания, вечные синяки - все ведь годами на виду. Покойного Евгения и я, и зам, и депутаты, и школа, и соседи, и участковый, когда из Невонки наезжал, пытались увещевать. Обрывал жестко: "Не лезьте!". Расселить их - никакой возможности. От временных вариантов Нина отказывалась. Боялась: он, мол, везде достанет. А может, просто хотела склеить обломки? Год назад, когда бывший угрожал ей убийством, решилась, вроде - всё, хватит. До суда довела! И опять пошла на мировую. Но выговаривать задним числом за те метания? Дескать, кто как не мать за ребенка в ответе? Упрекать, что не уберегла сына от страшного шага? Не до нотаций. Женькину судьбу хоть как-то облегчить бы - вот о чем мы теперь просим.

...Послания - персональные и с десятками подписей - документы трогательные. Не под копирку. От сердца. В депрессивном Говорково чужой беды не бывает.

Пришло накануне и от Жени письмо. Преподавательнице русского языка. Привожу его полностью, со всеми огрехами:

"Здравствуйте Светлана Ивановна!:) Долго думал кому написать из учетелей и решил что напишу вам чтобы еще раз доказать что я совершено незнаю русский язык!:) Немного таскую по тем временам когда вы на меня кричали а я постояно слушал музыку на ваших уроках. Передавайте привет всем остальным учителям. Текст на ошибки не проверяйте всеровно их трудно посчитать. Передавайте привет моему классу! Но не говорите что я поним скучаю много чести будет!:):):):)".

Эта самоирония, эти бесконечные смайлики, это стремление во что бы то ни стало выглядеть не жалостливым юнцом, а мужчиной...

Однако и без психолога ясно, что на самом деле творится в повзрослевшей, но все еще мальчишеской душе.

компетентно

Валерий Каспирович, руководитель следственного отдела по Богучанскому району ГСУ СК РФ по Красноярскому краю

- Мотив преступления сомнений не вызывал, но работа - большая, сложная - растянулась на 11 месяцев. 10 экспертиз пришлось провести, в том числе генетическую, психолого-психиатрическую. Подростка дополнительно обследовали в Центре социальной и судебной психиатрии им. Сербского. Только после всего этого обоим было предъявлено окончательное обвинение. Убийство тяжкое. Умышленное. Групповое. Уголовное дело будет рассматривать Краевой суд.