Православные отмечают великий праздник - Успение Пресвятой Богородицы

28 августа православные отмечают великий праздник - Успение Пресвятой Богородицы. Успение - древнерусское слово, означающее засыпание, сон, а в отношении Божьей Матери - смерть, кончина. Но почему же христиане превращают событие смерти Богородицы в праздник? Во-первых, потому что Христос победил смерть, даровав каждому путь спасения, и поэтому самый большой праздник христиан - Пасха, Светлое Христово Воскресение. А во-вторых, сам переход Марии, Матери Божьей, из земной жизни в мир небесный происходил необычно. Это как раз и было Успение, есть еще один вариант этого слова - Усыпание. Не смерть, а сон.

Отсюда двоякое настроение праздника: с одной стороны, горечь и печаль, неизменные при расставании, а, с другой стороны, - радость. Потому что перейдя в мир иной, мир горний, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, она усыновила всех нас - объяв всех, даже самых отъявленных грешников, Своею Любовью, как Покровом. Праздник Успения Пресвятой Богородицы наши предки почитали настолько важным, что в народе его называли Богородичной Пасхой. Считалось, что это праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский собор в Кремле. Огромное количество церквей России было освящено в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы - русские помнили милостивую защиту Богородицы в дни бедствий, и уповали на то, что и дальше Божья Матерь не оставит страну.

Как и всем большим церковным праздникам, дню Успения Пресвятой Богородицы предшествовал пост, двухнедельный строгий Успенский пост, который сегодня закончился, и который должен был духовно подготовить верующих к самому празднику.

Что же за событие отмечает в этот день Церковь? Время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. Согласно преданию, Мать Христа после распятия Своего Сына скромно жила в доме апостола Иоанна Богослова - в Иерусалиме и Эфесе (западное побережье Малой Азии), проводя время в молитве. Тоскуя и скорбя об ушедшем Сыне, Мария часто приходила на то место, где Она видела Его последний раз - на Елеонскую гору, откуда Христос много лет назад вознесся на небо. Во время одной из молитв на Елеонской горе перед Богородицей предстал Архангел Гавриил и возвестил Ей, что через три дня Она перейдет в вечность. Мы помним, что Архангел Гавриил являлся Деве Марии не единожды. Много лет назад в Назарете он принес Ей благую весть, что Она родит Христа, Сына Божия. На этот раз он тоже принес Ей благую весть о том, что через три дня Она закончит Свой скорбный, полный страданий, земной путь и перейдет на небо, где будет вечно пребывать со Своим Сыном и Богом Иисусом Христом. Марии очень хотелось в последний раз увидеть учеников и сподвижников Иисуса. Но апостолы в то время были далеко от Палестины - каждый из них уже начал свое служение, неся людям благую весть о Воскресении Христовом. И вот тогда, как рассказывает предание, по молитве Божьей Матери - а для Пресвятой Богородицы нет ничего невозможного - все апостолы, кроме Фомы, сверхъестественным образом оказались в Иерусалиме, у нее в доме, на горе Сион. Апостолы и провели с Богородицей последние дни ее земной жизни.

Как и предрек Архангел Гавриил, Успение случилось на третий день. Внезапно горница, где находилась Богородица и апостолы, озарилась светом, и все увидели Христа в сиянии божественной славы. Со страхом и трепетом смотрели апостолы на это чудное явление и видели, как душа Божией Матери разлучилась с телом, и Христос принял ее в Свои руки. Как некогда Богоматерь держала на руках Младенца Христа, так теперь Ее Сын и Бог, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимал на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается Ее душа на православных иконах праздника.

Пресвятую Богородицу похоронили в Гефсиманском саду. Но когда на третий день после погребения в Иерусалим прибыл апостол Фома и захотел поклониться телу Божьей Матери, открывшие гробницу увидели там только пустую плащаницу. Подобно Своему Божественному Сыну, Богородица была и телом восхищена на небо. Отныне Богородица стала Матерью нам всем - нашей Милостивой Спасительницей и Заступницей в этом холодном мире.