Некоторое время спустя уже в российской корпорации "Росатом" подтвердили, что упомянутое топливо с АЭС "Пакш" благополучно прибыло по назначению и принято для переработки. С учетом специфики таких перевозок и особых требований к их безопасности, ни о маршруте, ни о сроках транспортировки заранее не сообщатся. И только когда операция завершилась, мы узнали: перевозка осуществлена железнодорожным транспортом, в том числе по территории Украины, не затронутой военными действиями.
- Транспортировка была согласована с Евроатомом и осуществлялось по правилам МАГАТЭ, - передает венгерское информагентство MTI слова генерального директора станции Иштвана Хамваша. - Россия обеспечивала экспертное заключение, а Украина разрешила транзит специального груза через свою территорию.
Отправка с площадки АЭС "Пакш" поврежденного ядерного топлива подвела итоги многолетней совместной работы венгерских и российских специалистов по ликвидации последствий опасного инцидента, который произошел на станции 10 апреля 2003 года. Той ночью в технологическом колодце второго энергоблока АЭС разрушились и создали критическую ситуацию тридцать кассет с облученным ядерным топливом. Перед этим они были извлечены из реактора и помещены в так называемый бак очистки.
Свою технологию и оборудование для этой процедуры по просьбе венгерской стороны разработала немецко-французская фирма Framatome ANP (сейчас - консорциум Areva NP). Скрытые недостатки самой технологии и отступления, допущенные персоналом станции, привели к тому, что внутри бака образовалось хаотичное и уже тем самым опасное скопление делящихся материалов. И хотя эксперты отрицали возможность самопроизвольной цепной реакции, оставлять такую мину внутри действующего энергоблока не позволяли ни здравый расчет, ни требования к эксплуатации АЭС.
После тщательной оценки случившемуся на АЭС "Пакш" присвоили третий уровень опасности по международной шкале INES (серьезный инцидент). Год и четыре месяца - до августа 2004-го - второй энергоблок бездействовал. Вновь запустить его удалось лишь после того, как специалисты российской компании "ТВЭЛ" ювелирным образом, с помощью дистанционных манипуляторов и специально разработанной оснастки, извлекли все поврежденные ТВС и поместили их в герметичную оболочку.
Этому предшествовал объявленный правительством Венгрии международный конкурс на восстановительные работы. На него поступило два предложения - от российского "ТВЭЛа" и французского Framatome ANP.
Казалось бы, следовало довериться французам, которые признавали часть вины за собой и согласились на страховые выплаты за оборудование и технологию очистки как ответственная сторона. Но тендерная комиссия сделала выбор в пользу России.
К выполнению работ по контракту были привлечены десятки российских компаний, имеющих опыт обращения с ядерным топливом, проектированием и изготовлением нестандартного оборудования. На подготовительный период ушло почти три года. За это время было разработано, изготовлено и доставлено в Пакш оборудование общим весом 26 тонн, а также комплект инструментов и вспомогательного оборудования из 250 наименований.
Успешная реализация этого проекта позволила венгерской стороне в кратчайшие сроки возобновить коммерческую эксплуатацию второго энергоблока ВВЭР-440, а российской стороне - получить уникальные компетенции в сфере радиационной безопасности. Кроме того, совместная ликвидация последствий этого инцидента укрепила российско-венгерское сотрудничество в атомной сфере, ряд сотрудников атомной отрасли России были награждены государственными наградами Венгрии.
Тогда же "Росатом" выразил готовность принять на переработку дефектное топливо с АЭС "Пакш". В строгом соответствии с буквой и духом тех договоренностей проблемная партия топлива и была переправлена в августе нынешнего года из Венгрии на российский комбинат "Маяк".
Отвечая на вопрос агентства МТI о затратах на проект, нынешний директор АЭС "Пакш" Иштван Хамваш цифр не назвал, но отметил, что возмещение убытков французским подрядчиком и страховка АЭС "Пакш" покрыли расходы.
В департаменте коммуникаций ГК "Росатом" сообщили, что часть денежных средств (около 2,2 миллионов долларов), которые планируется получить по этой внешнеторговой сделке, будет направлена на финансирование мероприятий социального и экологического характера в регионе расположения комбината "Маяк" (Челябинская и соседние с нею области Южного Урала).