Впрочем, задание, полученное Еврокомиссией, лишь прикрывает отсутствие единства в рядах Евросоюза по вопросу об отношении к украинскому кризису. Бизнес санкций не хочет, он уже подсчитывает свои потери от них, а накануне саммита ЕС Ассоциация европейского бизнеса снова попросила власти Евросоюза воздержаться от новых антироссийских мер. "Предыдущие санкции глубоко навредили условиям ведения бизнеса и рынкам не только в России и Украине, но и в ЕС", - заявили крупнейшие международные компании, работающие в России или с российскими поставщиками.
Но власти стран ЕС сейчас пытаются бизнесу объяснить, что ставки слишком высоки и с убытками надо бы смириться, однако понимания не встречают. Иначе новый пакет санкций был бы согласован еще в субботу.
Готовые "наработки" у Еврокомиссии, как выяснилось, уже имеются. Одна из них - запрет на импорт российской икры, водки и алмазов. В мае Еврокомиссия уже предлагала лидерам Евросоюза ввести эмбарго на водку, икру, золото, бриллианты и мех соболей из России. Тогда эти меры лежали в "мягком" пакете возможных санкций, однако летом ЕС пошел по иному пути, ограничив для России доступ к высоким технологиям и европейскому рынку капиталов.
Теперь, по сведениям немецкого издания Die Welt, Брюссель вернулся к идее ограничения импорта из России как раз на те товары, без которых европейцы смогут обойтись. Основным статьям российского экспорта в Европу (газ, нефть и нефтепродукты, металлы, уголь) запрет точно не грозит - поставки из России просто нечем заменить.
Наибольшим образом возможные новые европейские санкции могут затронуть экспорт российских алмазов, монопольной добычей которых в России занимается госкомпания "АЛРОСА", мировой лидер по объемам добычи алмазного сырья. На нее приходилось 28 процентов мировой добычи в прошлом году.
Около половины выручки компания получает от поставок алмазов на европейский рынок, преимущественно через Антверпен, где у нее находится одна из дочерних компаний в ЕС (другая - в Лондоне). За прошлый год выручка компании составила 168,5 миллиарда рублей.
Поставки отечественной водки в ЕС составляют около 1 процента от объема российского производства, и эмбарго может затронуть интересы нескольких крупных компаний, экспорт икры в Европу также незначителен.