Прошедший в Брюсселе саммит ЕС показал, что в рядах Евросоюза возникла чехо-словацкая оппозиция.
Казалось бы, те времена, когда Чехия и Словакия говорили одним голосом и придерживались сходных позиций по самым сложным вопросам международного положения, рискуя встать в оппозицию к сильнейшим державам Европы, завершились навсегда 1 января 1993 года, когда единая Чехословацкая Республика разделилась на два независимых государства. Прошедшие с тех пор два с лишним десятилетия, вероятно, не слишком затрагивали национальные интересы двух этих соседних стран, поскольку политика их правящих элит практически полностью соответствовала курсу, намеченному в Вашингтоне и Брюсселе.
Вспыхнувшая на Украине гражданская война и резкое обострение из-за этого отношений между ЕС и НАТО с одной стороны и Россией - с другой, однако, стали серьезным испытанием для "внутриевропейского единства" и показали, что в общеевропейском хоре не все его участники готовы с точностью следовать взмахам брюссельской дирижерской палочки.
Прошедший в эту субботу в столице Евросоюза саммит показал, что в рамках ЕС, где ранее разномыслие могло заключаться лишь в том, что Польше и прибалтийским государствам дозволялось быть "святее римского папы" и предлагать ЕС в отношении России еще более жесткий курс, стала намечаться противоположная тенденция - на откат от бессмысленной конфронтации и ставку на развитие прагматичного экономического сотрудничества и торговли. Заявили о своих собственных, отличных от "общеевропейских" позициях как раз небольшие Чехия и Словакия, лидеры которых, вероятно, решили, что ущерб от уже введенных Евросоюзом и планируемых им на будущее антироссийских санкций и ответных шагов России станет непозволительно дорогим для их национальных интересов в сфере экономики.
Решительнее всех оказался многолетний премьер-министр Словацкой Республики Роберт Фицо, открыто заявивший на саммите, что, по его мнению, "санкции станут бессмысленными и контрпродуктивными". "Словакия может использовать свое право вето", - откровенно предупредил он Брюссель. "Лишено любого смысла одобрять новые санкции, пока мы не узнаем о результатах тех санкций, которые уже приняты", - сказал премьер.
Позицию Праги на саммите озвучил глава чешского правительства Богуслав Соботка. Нужно напомнить, что буквально за несколько часов до своего вылета в Брюссель он предложил, что "еще до того, как Европа решит ввести новые санкции, между представителями ЕС и России должны пройти переговоры о разрешении кризиса на Украине". "Чешская республика не пришла на этот саммит с решением о санкциях. Мы приехали с предложением полного пересмотра стратегии ЕС, поскольку нынешняя не стала слишком успешной. Я не сказал бы, что мы чего-то смогли достичь", - заявил глава чешского правительства.
Соботка напомнил, что Евросоюз уже принимал решение о санкциях, "но они не привели к прекращению боев; становится все больше человеческих жертв в этом конфликте между украинским правительством и повстанцами". "И в перспективе я не вижу никакого умиротворяющего решения", - отметил он.
Всего через несколько часов после окончания саммита, уже вернувшись в Прагу, Соботка откровенно вылил ушат ледяной воды на аспирации части украинской политической элиты, мечтающей о возможности немедленного вступления в Евросоюз и в НАТО. Сложно сказать, выражал ли он при этом только мнение своего правительства, или же сделать столь откровенное заявление его "уполномочили" более сильные игроки, сами не желавшие разочаровывать нынешние киевские власти, но только дословно Соботка сказал следующее: "И речи быть не может о том, чтобы Украина стала членом НАТО, так же как и о том, чтобы Украина стала членом ЕС. Я полагаю, что и НАТО, и Евросоюз должны были бы давать реалистические надежды (Украине). Пока не реализован мирный план (президента Петра Порошенко), мы не в состоянии решать столь сложные вопросы, как вступление Украины в ЕС и в НАТО".
Откровеннее сказать Киеву о том, что двери Евросоюза и НАТО для него в ближайшем будущем закрыты, вряд ли было бы возможно. Примечательно, что в вопросе санкций, точнее отрицательного к ним отношения, с премьер-министром Чехии полностью солидарен и президент Чешской Республики Милош Земан, ранее нередко оппонировавший главе правительства по некоторым другим вопросам. "Применение любых санкций является бессмысленной и неэффективной мерой, потому что за ней следуют контрмеры", - констатировал глава государства после того, как 7 августа Россия объявила о полном запрете на поставки некоторых видов сельхозпродукции из Европейского союза.
Намерена ли Словакия всерьез торпедировать своим вето введение новых санкций против России, решение о которых было принято на прошедшем в Брюсселе саммите, и поддержит ли в этом случае Чехия позицию своей соседки, пока говорить сложно. Очевидно одно - исходящие из прагматических соображений и стоящие на позиции национальных экономических интересов государства Евросоюза начинают открыто заявлять о своем несогласии с политизированным курсом брюссельского руководства. И совсем нельзя исключить, что Прага и Братислава на занятых им рубежах окажутся в вопросе санкций и отношения к событиям на юго-востоке Украины одинокими.