01.09.2014 17:30
    Поделиться

    Почему российский ледокол ЛК-60Я будет самым лучшим в мире

    Те, кто думает, что ледоколы нужны лишь для спасения дрейфующих ученых или измазанных в нефти пингвинов, сильно ошибаются. Их ценность в современном судоходстве трудно переоценить. Тут вам и прокладка дороги во льдах для торговых судов, и разведка нефтяных месторождений, и научно-исследовательская работа. Обо всех "козырях" будущей серии ледоколов ЛК-60Я - материал "РГ".

    Продолжатель традиций

    Новый тип атомных ледоколов ЛК-60Я является наследником великолепной линейки судов типа "Арктика". Те шесть кораблей были и остаются гордостью отечественных конструкторов. Не удивительно, что очередной "первый во всем" крушитель льдов спустится на воду именно в России.

    На данный момент постройка ЛК-60Я на верфи Балтийского завода завершена на 50 процентов, его спуск на воду намечен на 2018 год.

    Сама разработка проекта нового судна велась с начала 2000-х годов, в сложных финансовых условиях последствий кризиса. Между тем, стоимость головного корабля ЛК-60Я обойдется государству в приличную сумму - 37 миллиардов рублей. Справедливости ради отметим, что эти деньги потрачены не просто так. Во-первых, новый ледокол будет ходить под флагом России минимум 40 лет - именно столько составляет увеличенный срок его службы. Во-вторых, проект 22220 способен заходить в устья сибирских рек благодаря уникальной для такого класса кораблей переменной осадке.

    Масса и энергия

    Проект 22220 заметно тяжелее прошлых судов, это сделано для лучшего соотношения массы и мощности корабля. Больше масса - больше кинетическая энергия и меньше шансов у ледокола быть выдавленным из своей "колеи" ледяными глыбами. Вместе с массой увеличились и габариты корабля, в том числе был расширен его корпус. Теперь большегрузные танкеры без опасений смогут ложиться на курс за ЛК-60Я - раздвинутые сравнительно небольшим ледоколом глыбы льда обойдут танкеры стороной.

    За счет увеличения ширины корпуса конструкторы создали меньшую осадку судна, она составляет всего 9 метров. Благодаря этому гроза льдов сможет безопасно заходить в устья северных рек и сопровождать торговые корабли.

    Кстати, в ЛК-60Я будет использовано еще одно ноу-хау российских инженеров - двойная осадка судна. Для ее осуществления необходим динамический жидкий балласт. При его минимуме корабль, словно поплавок, будет подниматься вверх, и будет способен плавать там, где иностранные ледоколы прочно сядут на мель. И наоборот, чем балласт будет больше, тем тяжелее судно. Этот вариант необходим для прохождения гиганта через толстые льды.

    Доминирующий вид

    Одной из главных задач для будущего ледокола ставилась возможность круглогодичного плавания по Северному морскому пути, ведь тип "Арктика" делать это не способен ввиду недостаточной ледопроходимости. А ЛК-60Я может ломать лед толщиной до 2,9 метра, чего должно хватить для бесперебойного сообщения между Дальним Востоком и европейской частью России. В будущем это приведет к развитию торговли с азиатскими государствами.

    Техническая начинка ЛК-60Я впечатляет. Например, реакторная установка РИТМ-200 - это гордость ОКБМ имени Африкантова. На ее разработку ушло более пяти лет, но ждать это произведение искусства стоило. Во-первых, ядерного топлива ЛК-60Я будет хватать на целых 7 лет против трех с половиной у кораблей прошлого поколения. Даже широко разрекламированный ледокол канадского флота CCGS John G. Diefenbaker, спуск которого запланирован на 2017 год, сможет плавать без смены ядерного топлива лишь 5 лет.

    Во-вторых, специалисты ОКБМ обеспечат реактору беспрецедентную безопасность. Защита активной зоны будет состоять из нескольких слоев - воды, бетона и стали. Если ЧП все же произойдет, поможет бортовой компьютер, не имеющий аналогов в мире. Искусственный интеллект способен просчитать последствия любого вмешательства в дела реактора, вплоть до самых фантастичных.

    А еще на судне помимо научного и исследовательского оборудования будут работать кинотеатр, два бассейна, сауна, бильярдная и библиотека. Служащим ледокола можно только позавидовать.

    Россия - доминирующая держава ледокольного флота. Достаточно сказать, что у нас таких судов столько, сколько у всех стран мира вместе взятых. При этом среди зарубежных коллег конкурентов у будущего ЛК-60Я в ближайшее время не предвидится. Например, флагман Швеции Oden почти такой же по размеру. Он проигрывает ЛК-60Я "всего" 60 метров в длину, но по начинке, при условии своей модернизации, не сможет конкурировать с русским великаном даже теоретически. Китайский гигант Xue Long вроде бы больше шведа, но для толстых льдов не приспособлен вовсе - больше 80 сантиметров толщины льда и пробоины в корпусе неминуемы. Немецкий Polarstern и его американский тезка Polar Star довольно сносно бороздят льды и водоизмещением не обижены, но морально устарели технически, по сути это - плавучие музеи.

    На все руки мастер

    Самый большой ледокол в мире ЛК-60Я пока еще строится, но после спуска на воду отдыхать ему не придется.

    Так, на уникальной морской нефтяной платформе "Приразломная" с декабря 2013 года ведется добыча первой российской арктической нефти. Чтобы полностью реализовать потенциал платформы, которая может добывать до 400 тысяч тонн сырья в год, необходимо постоянное и круглогодичное сопровождение отправляемых оттуда танкеров. Сейчас для прокладывания пути используются два, а то и три ледокола, которые иногда все равно бессильны перед толстыми льдами. ЛК-60Я справится с этой задачей в одиночку.

    В одном из своих интервью генеральный директор "Росатомфлота" Вячеслав Рукша заявил, что рассчитывает на семикратное увеличение торгового оборота за счет круглогодичного использования Северного морского транспортного пути. Почему бы не сделать СМП транспортной артерией, которая была бы конкурентоспособной наравне с Суэцким каналом? Все предпосылки с выходом новых ледоколов для этого появятся. Если ранее в зимний период кораблям, следующим, например, из Мурманска в Японию, приходилось использовать канал в Египте, то с 2018 года можно будет бороздить льды наших северных морей. Ведь разница между этими маршрутами более чем существенна - 37 дней через Суэцкий канал против всего 17 через СМП.

    Некоторые эксперты связывают со спуском на воду первого ЛК-60Я более чем десятикратное увеличение грузопотока Северного морского пути, а это более 30 миллионов тонн грузов. Кто знает, возможно, лет через 15 именно с помощью наших новейших ледоколов северный коридор станет полноправным лидером морского товарооборота.

    Поделиться