Самым громким событием внутренней политики на минувшей неделе стал возврат Юлии Тимошенко к активной деятельности. Она заявила о намерении вместе с голосованием за новый состав парламента провести референдум о вступлении Украины в НАТО и уже известила о том Центризбирком. "У нас нет никаких сомнений, что именно вступление Украины в НАТО как можно быстрее и будет одним из факторов прекращения войны, установления мира, возвращения к нормальной жизни", - заявила Тимошенко.
Это, так сказать, техническая составляющая избирательной кампании партии Тимошенко "Батькивщина", которая автоматически прикует к ней внимание и создаст постоянно действующий новостной повод. Что касается идеологии, то, похоже, Тимошенко на ближайшие два месяца станет едва ли не самым воинственным украинским политиком. По ее мнению, в самом скором времени "следует срочно созвать чрезвычайное заседание Верховной рады, утвердить введение военного положения в Донецкой и Луганской областях и обратиться к правительствам и народам всего мира о предоставлении Украине действенной военной помощи". Иными словами, Тимошенко хочет застолбить за собой всю милитаристскую риторику, воспользоваться которой и так хватает желающих - от лидера Радикальной партии Олега Ляшко до лидера националистической "Свободы" Олега Тягнибока, которые пока не проявляют предвыборной активности. Как и лидер "Правого сектора" Дмитрий Ярош, занятый войной.
Воевать Тимошенко, которой очень не хотелось идти на выборы, придется не только с мифическим "российским агрессором", но и с собственными партийцами. Последнее заседание политсовета свидетельствует о глубоком расколе в рядах: идти в парламент от "Батькивщины" отказались сразу двадцать высокопоставленных партийцев, среди которых спикер Рады Александр Турчинов, премьер-министр Арсений Яценюк, глава МВД Арсен Аваков, и некоторые другие влиятельные особы. В изложении украинских инсайдеров эта группа предложила Юлии Владимировне не участвовать в выборах лично, оставшись символом и "моральным авторитетом", а первым номером сделать Арсения Яценюка, отдав ему с товарищами половину "проходной" части партийного списка.
Тимошенко после торгов ответила отказом, и теперь спикер и премьер должны либо торговаться с Петром Порошенко, либо идти на выборы от другой партии, например от "Фронта перемен" Арсения Яценюка, которую придется "изъять" из состава "Батькивщины". Впрочем, сомнительно, что им удастся договориться и с Порошенко, объединившим на прошлой неделе свою "карманную" партию "Солидарность" с движением Юрия Луценко "Третья республика", назвав все это без затей "Блоком Петра Порошенко". Заметно, что хотя сам Порошенко и отвечает за ход войны, представляться он хочет миротворцем, и поэтому коньком кампании уже сделал свой набивший оскомину "мирный план". Именно президент Украины больше всего сопротивлялся введению военного положения на последнем заседании Совбеза, поскольку оно означает отмену выборов и делает невозможной получение какой-либо помощи из-за рубежа. Более того, он, опровергая свою последнюю речь на военном параде, согласно которой на Донбассе "не с кем договариваться", уже заявил, что военный путь решения проблемы не имеет перспективы. В то время как Яценюк и Турчинов, напротив, голосовали за введении военного положения. В качестве страховки от неожиданностей дружественная президенту партия "Удар" уже внесла во все еще продолжающую исполнять обязанности Верховную раду поправки, позволяющие голосование в условиях прекращения действия конституции.
Партия регионов продолжает находиться в "разобранном состоянии", и ее спикеры - депутат Анна Герман и номинальный лидер Борис Колесников - судя по официальному сайту, занимаются только осторожной критикой действующей власти. Дата предвыборного съезда неизвестна, партийный список не составлен, в средствах массовой информации и на ток-шоу они сегодня играют роль козлов отпущения.
Зато во всеоружии оказались коммунисты: есть и утвержденный список, есть и программа - как всегда антиолигархическая и антивоенная. Другое дело, что сама КПУ, ведомая Петром Симоненко, находится под угрозой судебного запрета, по крайней мере Генеральная прокуратура с подачи Верховной рады отправила соответствующее представление в суд.
- Вдали за этим заброшенным пропускным пунктом находится российская граница. По всей видимости, украинские войска торопились при отступлении и оставили дорогое снаряжение ржаветь под открытым небом. Жизнь в соседней деревне, кажется, вполне обычной, если не считать этот штаб пограничников. По словам местных жителей, его покинули на прошлой неделе, как и более 20 других пограничных пунктов вдоль российско-украинской границы.
"Я слышал о российских танках, но в любом случае никто не может этого доказать, - говорит этот пожилой мужчина. - Меня больше пугает украинская армия. Они приезжают сюда на мотоциклах с оружием. Иногда они приезжают пьяными".
Силы ополчения, которые располагаются на окраине Новоазовска, выглядят расслабленно. Они устраиваются на новом месте после того, как отбили этот город у украинских войск. Более крупный портовый город, Мариуполь, теперь их следующая цель.
Этот командир ополченцев говорит, что танки являются трофеями, которые его бойцы захватили под Луганском и не произведены в России. Он не хочет, чтобы снимали его лицо, но его прозвище Толстый стало хорошо известно в рядах ополченцев после боев в Луганске.
Диана Магней: Как вы думаете, у вас достаточно оружия и танков, чтобы захватить Мариуполь?
"Это вопрос подготовки, и мои люди лучше подготовлены, чем украинские войска", - отвечает он.
Для города, который, по заявлению украинских властей, находится в самом эпицентре прямого военного вторжения со стороны России, Новоазовск выглядит чрезвычайно мирным. Хотя присутствие сил ополчения определенно чувствуется. Складывается ощущение, что их должно быть намного больше, чтобы продвинуться дальше к Мариуполю или далее.
Подготовил Владислав Рильский