Некоторые из предложенных минфином поправок в случае их принятия могут оказать влияние на российскую экономику в целом. В частности, повышение ставок налогов на дивиденды с 9 до 13%. "Пониженные ставки налогообложения дивидендов - это общемировая практика, обусловленная тем фактом, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, которая уже подверглась налогообложению на уровне плательщиков дивидендов. Приравнивание для физических лиц налоговых ставок для дивидендов и для обычных видов доходов приведет к резкому сокращению дивидендных выплат. Многие компании будут искать альтернативные способы выплаты дохода своим бенефициарам - не из прибыли, а в качестве платы за услуги или товары, затраты на которые смогут уменьшить прибыль плательщика и тем самым снизить для него фискальную нагрузку", - говорит партнер юридической компании "Некторов, Савельев и Партнеры" Егор Батанов.
По его мнению, возможно, что эти поправки спровоцируют отток капитала из РФ, поскольку международные налоговые соглашения, заключенные Россией, позволяют снизить в РФ ставку взимаемого налога с дивидендов, выплачиваемых иностранной компании, до 5-10%, при этом в стране, где находится получатель дивидендов, они могут быть вовсе освобождены от налогообложения. В итоге может оказаться, что платить дивиденды за рубеж будет выгоднее. В особенности следует ожидать развития подобной практики, если планы России по введению законодательства о контролируемых иностранных компаниях и заключению межгосударственных соглашений об обмене налоговой информацией с офшорными странами не увенчаются успехами.
Самые важные новеллы законопроекта связаны с изменениями в нефтяной сфере. "Идея состояла в постепенном снижении экспортной пошлины с нефти и нефтепродуктов, вывозимых за рубеж, с одновременных увеличением ставки НДПИ с добываемой нефти. Новый "налоговый маневр", планируемый на 2015 год, получается весьма резким - базовая ставка НДПИ по нефти повышается более чем в 1,5 раза по сравнению с уровнем текущего года. Дальнейшее увеличение НДПИ с нефти запланировано и на 2016-2017 гг. Для нефти, экспортируемой за рубеж, этот рост более или менее компенсируется соответствующим снижением экспортной пошлины (совокупное налогообложение с каждой тонны экспортируемой нефти останется примерно на текущем уровне). А вот для нефти, остающейся в России, принятие законопроекта ведет к существенному увеличению налоговой нагрузки", - сообщил Владимир Воинов, ведущий юрист "Пепеляев Групп".
Стоит ожидать, что результат этого повышения НДПИ добывающие компании и НПЗ переложат на российских потребителей нефти и вырабатываемых из нее продуктов (прежде всего бензин и дизельное топливо). "Скорее всего, именно для предотвращения резкого роста цен на эти продукты законопроект предусматривает одновременно существенное (по некоторым позициям в два раза) снижение акцизов, включаемых в их стоимость", - подчеркнул эксперт.
Однако Алексей Онищенко, советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России, считает, что предлагаемое снижение ставок вывозных таможенных пошлин на нефть приведет к росту количества экспортируемой нефти и увеличит доходы компаний этой отрасли.
В результате "нефтяного маневра" пострадают региональные бюджеты. "Здесь получается такая ситуация: экспортные пошлины и НДПИ с нефти в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, а вот значительная часть акцизов с бензина и дизельного топлива поступает в бюджеты субъектов РФ. При этом именно за счет этих акцизов формируются дорожные фонды в РФ (федеральный, субъектов РФ, муниципальные). Так что замедлится ли в следующем году рост цен на бензин и дизтопливо, вопрос гадательный, а вот то, что принятие этого законопроекта в конечном итоге может привести к нехватке денег на ремонт существующих дорог и строительство новых, это уже проблема для всех", - рассказал Владимир Воинов.
Согласно предложениям минфина, в ближайшие четыре года также проиндексируют ставки водного налога. В 2019-м действующие сегодня налоговые ставки при использовании акватории территориального моря РФ и внутренних морских вод будут применяться с коэффициентом 16,2. С 2020 года эти ставки будут определяться ежегодно с учетом коэффициента-дефлятора. С 2015 года вырастет ставка налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Если сейчас ставка составляет 70 руб. за одну тысячу забранных кубических метров воды, то в 2019 году она составит 237 руб.
"Из-за повышения водного налога пострадают все промышленные и электроэнергетические компании, но в первую очередь - компании, занятые в сфере ЖКХ. Т.е. от повышения водного налога больше всего пострадают электроэнергетика и водоканалы, а также целлюлозно-бумажная, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, пищевая промышленность, отрасль ЖКХ, - говорит Алексей Онищенко. - Предлагаемые изменения увеличат налоговую нагрузку на бизнес. Причем рост налогового бремени будет постепенным и будет продолжаться в течение 4 лет, а именно с 2015 по 2019 год".
В то же время поправки могут привести к более экономному и рациональному использованию природных ресурсов. "Но на практике это сработает далеко не сразу и в незначительном масштабе, поскольку потребует внедрения нового современного оборудования и новых экономичных и экологичных технологий. Для этого нужны средства, но из-за роста налоговой загрузки найти их получится не у многих", - отмечает Алексей Онищенко.
Сейчас у кабинета министров осталось не так много времени для определения налоговой политики на ближайшее время. До 1 октября правительство должно утвердить проект закона о бюджете на 2015 год и внести его в Госдуму. Проект должен быть сверстан с учетом определенных финансовых показателей, в том числе касающихся налоговых доходов. "Поэтому следует ожидать, что налоговая интрига разрешится в следующем месяце и все параметры фискальной политики на следующий год будут предельно четко обозначены. В частности, мы узнаем, будут ли повышены ставки НДС или все же будет введен налог с продаж и рассчитывает ли правительство на повышение общих ставок НДФЛ с 13 до 15%", - подытожил Егор Батанов.