В Петербурге не раз предпринимались попытки привести торговые объекты к единому внешнему виду. Так, в середине 2000-х от владельцев торговых павильонов на остановках общественного транспорта потребовали заменить их на новые по образцу, утвержденному городом. Однако затем власти Петербурга вообще запретили ларьки на остановках. Новый документ, определяющий внешний вид нестационарных торговых объектов, вступил в силу с 1 января 2014 года. Отныне единые требования к киоскам, палаткам, тележкам (на предприятия общественного питания требования не распространяются) предъявляются в дизайне и компоновке модульных секций, цветовом решении, дополнительных элементах внешнего благоустройства.
- Санкт-Петербург - красивый уникальный город. Бизнес наравне с властью должен нести ответственность и за его внешний вид, - отметил председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев. - Требование власти привести это разноцветное многообразие к единому формату абсолютно оправдано. Кроме того, никто не заставляет предпринимателей делать это сиюминутно.
Применение АХР обязательно к объектам площадью до 50 кв. м, на приведение своих объектов в требуемое состояние предпринимателям отводят до двух лет. По истечении этого срока физическим лицам придется платить штраф на сумму от 1 до 5 тысяч рублей. Сумма штрафа для должностных лиц составит от 3 до 30 тысяч, а для юридических лиц - от 20 до 100 тысяч рублей. Самое суровое наказание - досрочное расторжение договора аренды земельного участка за неисполнение требований АХР.
Представители бизнеса по поводу введения АХР испытывают противоречивые чувства. С одной стороны, как отметил президент НП развития сферы бытового обслуживания населения Санкт-Петербурга "Ремесленная палата" Валентин Заславский, "вид города должен рассматриваться на уровне культуры и искусства, отдавать это на откуп неспециалистам было бы неправильно". Президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский также расценивает введение штрафов за нарушение АХР как благо, поскольку раньше воздействовать на желания клиентов было просто нечем. Однако по поводу содержания регламентов испытывает скепсис.
- Типовые решения, предложенные КГА, далеки от реальности, - считает он. - Надо понимать, что любой магазин продуктов хочет отличаться от конкурентов, и это применимо к любому сегменту рынка. Документ, который определяет правила, необходим, но он должен быть создан на принципах вариативности. И к этой работе обязательно нужно привлечь специалистов-практиков, участников рынка.