Проблема обращения с отходами лежит сразу в двух плоскостях - экономики и экологии. Баланс между ними можно найти только с помощью законодательного регулирования. За основу может быть взят зарубежный опыт, к примеру, шведская модель, где доля вторичной переработки отходов потребления доходит до 93-95%, а около трети тепловой энергии для жилых домов получают с помощью биогазовых реакторов, работающих в том числе на пищевых отходах.
- Для Калининграда и Крыма, которым везти отходы некуда, а захоранивать негде, этот опыт будет чрезвычайно полезен, - полагает председатель совета директоров Экологического альянса операторов по обращению с отходами Марк Балановский. - Однако проблема в том, что в России не существует методологии раздельного сбора мусора.
В Петербурге эксперимент по введению селективного сбора отходов, проведенный несколько лет назад, бесславно провалился.
- Отчасти это связано с устройством городской системы ЖКХ, - рассказал "РГБ" председатель одного из ТСЖ Сергей Красовский. - Многоквартирные дома у нас оборудованы мусоропроводами, и если даже я в отдельно взятой квартире разложу по пакетам стекло, пластик и бумагу, то куда я это понесу? За открытую контейнерную площадку платит соседний дом, и они моим объемам будут совершенно не рады. Копить в квартире и сдавать за копейки - тоже не выход.
Экологам хотелось бы переиначить известную поговорку: "Новое - это хорошо переработанное старое", однако для этого нет ни экономических, ни этических предпосылок. По данным Межрегионального экологического совета операторов по обращению с отходами, ежегодно в России образуется около 40 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО), из них только 4-5% попадают во вторичную переработку, причем основное ее направление - производство топлива. То есть российские мусороперерабатывающие заводы по большей части - мусоросжигательные. Таким же будет и завод под Петербургом, в строительство которого планируется вложить около 9 млрд руб.
По мнению участников отрасли, начинать изменение ситуации необходимо опять-таки с законодательства. Во-первых, необходимо предусмотреть методы экономического стимулирования вторичной переработки, параллельно вводя распределение ответственности за организацию сбора и переработки отходов, а во-вторых, привлечь в отрасль малый и средний бизнес. Контролировать деятельность таких предприятий смогут сами участники рынка путем создания СРО. При этом государственное регулирование тоже необходимо.
- Съезд обращается к правительству РФ с просьбой определить (сформировать) федеральный орган исполнительной власти, на который возложить полномочия... нормативно-правового регулирования в области обращения с отходами, а также функции государственного надзора, - сказано в резолюции II Всероссийского съезда саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами.
Большинство принятых к настоящему моменту региональных программ по обращению с отходами рассчитаны до 2020 года, их конкретные параметры различаются в зависимости от общей ситуации в субъекте РФ. К примеру, в Республике Башкортостан к контрольной дате доля коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов, должна достигнуть 33%, в Самарской - 32,8%, в Санкт-Петербурге - 20%. В среднем по России, полагают эксперты, это показатель может достичь 50% ТБО. Для этого инвестиции в отрасль до 2020 года должны составить не менее 1,1 трлн долларов.
Перекладывание этих расходов на население - к примеру, через введение специального утилизационного сбора - чревато социальным взрывом. Поэтому эксперты предлагают ввести для предприятий возможность самостоятельной утилизации отходов. Однако тогда непонятно как быть с импортерами тех или иных товаров, а также как контролировать утилизацию: заключив договор аутсорсинга со сторонней организацией, фирма снимает с себя ответственность за судьбу своих отходов, переложив ее на исполнителя. В этом случае роль СРО также переоценить трудно.
- Мы не друзья, а конкуренты, хоть и партнеры, - отметил председатель Национального Союза саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами Михаил Василенко. - Поэтому кто лучше нас будет следить за деятельностью друг друга?
По мнению директора СРО НП "Регионально-отраслевой союз профессиональных операторов по обращению с отходами" Андрея Умникова, законодательное разрешение вести эту деятельность только членам СРО дало бы государственную гарантию, что все участники рынка поставлены в одинаковые рамки. Отмена лицензирования на сбор, транспортировку и использование отходов уже привела к тому, что по всей России число несанкционированных свалок увеличилось примерно на 25%, поэтому сейчас возникли разговоры о его возврате. Однако участники рынка опасаются недобросовестной конкуренции: поправки ко второму чтению закона вводят понятие "региональный оператор по обращению с отходами", которого субъект РФ наделяет указанным статусом на 10 лет. Если выбирать оператора будут чиновники на местах, это создаст неограниченные возможности для коррупции и кумовства, полагают они.
Если же закон не предусмотрит ни лицензирования, ни контроля СРО, транспортировка ТБО по закону вообще теряет смысл, так как любой автовладелец может взять такой груз и "вывалить его под кустом". Оштрафовать его можно только как физическое лицо в соответствии с региональным законодательством, за соблюдением которого полиция - как федеральная структура - следить не обязана. Как следствие - растет доля теневого и криминального бизнеса, усиливается экологическая угроза. ТПП РФ уже поддержала законопроект о введении уголовной ответственности за работу без лицензии или допуска СРО, однако его судьба еще более неопределенна, чем закона, который так и не вступит в силу 1 июля.