ОКЖ, основанный на берегу Селигера в 1730 году, успешно проработал вплоть до начала 1990-х годов. Но затем здесь началась "черная полоса", связанная как с неэффективным менеджментом, так и с притоком в Россию относительно дешевых заграничных кожаных заготовок и изделий. В последние 15-20 лет предприятие лихорадило, и в 2011 году, после проверки Счетной палатой целевого использования заводом заемных средств, государство приняло решение поддержать национального производителя и выдать банку-кредитору ОКЖ государственную гарантию на кредитную линию. 30 декабря 2011 года федеральный минфин вручил финансовому учреждению соответствующий документ - речь шла о сумме до 40 миллионов долларов. В течение шести лет со дня выдачи кредита кожзавод обязался долг погасить.
По истечении половины этого срока Счетная палата проверила "законность и обоснованность осуществления государственной гарантийной поддержки завода, а также целевого и эффективного использования средств, привлеченных под государственную гарантию". Выводы, сделанные аудитором Татьяной Мануйловой, неутешительны: "Господдержка существенного положительного влияния на деятельность завода не оказала; искусственно созданы предпосылки для банкротства предприятия и невозможности выполнить обязательства перед банком".
Согласно итогам проверки, в 2011-2013 годах выручка от реализации продукции снизилась на 43 процента. Чистая прибыль составила всего около 100 миллионов рублей в год (для гигантского предприятия это копейки), а в 2013-м даже отражен убыток в размере 6,4 миллиарда. Стоимость чистых активов завода в 2011-м составляла 5,5 миллиарда рублей, а за 2013-й показала отрицательную величину - минус почти 500 миллионов рублей, оказавшись в 17 раз меньше размера уставного капитала (30 миллионов).
"В соответствии с законом об акционерных обществах, может наступить риск полной ликвидации завода в случае сохранения в 2014 году тенденции снижения стоимости чистых активов", - сделала вывод аудитор.
Впрочем, это еще не все. Комиссионеры, продававшие продукцию завода, не оплатили ему 6,3 миллиарда рублей. Из-за этого у завода образовалась задолженность по процентам за кредит, но претензионную работу на предприятии не вели. Кроме того, выявлены совершенные менеджерами сделки, которые трудно назвать эффективными даже с натяжкой. Так, в июле 2012 года ОКЖ продал лизинговой компании часть имущества общей стоимостью 3,2 миллиарда рублей, а та одновременно передала его обратно в лизинг и аренду на 10 лет.
"Общие расходы по данной сделке за 2012-2022 годы превысят рыночную стоимость имущества, оформленного в лизинг и аренду, более чем в два раза и составят свыше восьми миллиардов рублей", - заключила Татьяна Мануйлова. И добавила: сделка была заведомо неэффективной и оказала негативное влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности завода.
Наконец, уже в нынешнем году руководство завода передало все имущество в субаренду фирме с местной регистрацией, чьим основным видом деятельности, согласно открытым данным, является "производство продуктов из мяса и мяса птицы". В результате, отмечает аудитор, ЗАО "Осташковский кожевенный завод" фактически перестало осуществлять профильную деятельность. При этом все производственные мощности, здания, сооружения и персонал полноценно работают под руководством и в составе еще одного ЗАО, владельцем контрольного пакета акций которого является компания, зарегистрированная в Люксембурге.
"В результате неэффективных управленческих решений, непрозрачной схемы договорных отношений с комиссионерами по реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках искусственно созданы предпосылки для банкротства предприятия и невозможности выполнить обязательства перед банком, обеспеченные госгарантией РФ в иностранной валюте", - таков итоговый вывод.
Отчет аудитора СП рассмотрела на своей Коллегии. Оценив ситуацию, федеральный контрольный орган принял решение направить обращение в Генпрокуратуру, а заключение о результатах проверки передать в Госдуму и Совет Федерации. Кроме того, документ будет направлен в минфин - для решения вопроса о целесообразности дальнейшего гарантирования государством возврата долга. Сам кожевенный завод и банк-кредитор получат соответствующие представления.