Сейчас до размещения любого объекта наружной рекламы, даже самого простого, предприниматели должны согласовать макет в комитете архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации Великого Новгорода. Эта процедура длится от двух недель до месяца. Иногда и больше, если требуется корректировать вывеску и согласовывать новый макет.
Многие предприниматели, не желая тратить время, монтируют рекламные конструкции самовольно. В результате город "украшают" вывески и баннеры сомнительного вида. Ведь какой смысл тратить деньги на качественные материалы и полиграфию, если в любой момент городские власти могут вынести предписание о демонтаже конструкции.
Чтобы исправить ситуацию, Союз предпринимателей Новгородской области предлагает разработать типовые проекты простых рекламных вывесок, которые можно размещать в уведомительном порядке. С одной стороны, это снизит нагрузку на сотрудников городского комитета архитектуры, считают новгородские бизнесмены. С другой - облегчит процесс согласования для бизнеса.
- Кроме того, снизится стоимость легальной наружной рекламы, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию член Союза предпринимателей Новгородской области, директор одного из рекламных агентств Дмитрий Койков. - Не нужно будет тратить деньги на разработку макета, можно снизить дополнительную нагрузку на сотрудников отделов городского дизайна и рекламы.
В городском комитете архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов считают, что использование типовых вывесок возможно. Однако не исключено, что отсутствие процедуры согласования ухудшит ситуацию с хаотичным размещением объектов наружной информации на фасадах. Кроме того, сложности могут возникнуть с рядом критериев: фирменным шрифтом и стилем, цветовым и композиционным решением, количеством символов и букв.
- Данные критерии индивидуальны в каждом случае, и "подвести" их под типовую вывеску невозможно, - подчеркивает председатель комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации Великого Новгорода Евгений Жилин.
Есть еще одна идея, которая поможет упростить работу игроков рынка наружной рекламы. По словам Дмитрия Койкова, новгородским предпринимателям не хватает единого свода правил, регламентирующих изготовление рекламных конструкций.
- Необходимо простым и доступным языком сформулировать требования нормативных актов, которыми администрация города руководствуется при согласовании рекламы, - продолжает Дмитрий Койков. - Это может быть некая памятка с указанием всех нюансов: от списка необходимых документов до конкретных требований к различным видам рекламных конструкций. Если не получится реализовать идею с типовыми проектами, предприниматели хотя бы смогут согласовывать макеты в кратчайшие сроки и без каких-либо корректив.
Идея уведомительного порядка установки рекламных и информационных конструкций на Северо-Западе не нова. Последний год ее пытаются реализовать петербургские предприниматели. В Северной столице за согласование наружной рекламы отвечают сразу два комитета: по градостроительству и архитектуре и по печати и взаимодействию со СМИ. В отдельных случаях этот процесс затягивается на три-четыре месяца.
Сейчас в Санкт-Петербурге, по оценкам Ассоциации малых предприятий наружной рекламы (АМПНР), в сфере "наружки" работают единичные крупные игроки и около 300-500 небольших компаний. Выход на рынок не требует особых затрат: на первом этапе достаточно обзавестись мощным компьютером, полиграфической машиной и некоторым профессиональным оборудованием (бывшую в употреблении технику можно купить за 10-15 тысяч евро). Поэтому легальным компаниям сложно конкурировать с многочисленными теневиками, мастерящими вывески в "гаражах".
- Разница в расценках на услуги предпринимателей, которые изготавливают качественные конструкции и согласовывают их с городскими властями, и нелегалов достигает 50 процентов, - делится информацией президент АМПНР Александр Ружинский. - Большинство теневиков не платят налоги, работают по принципу "качество неважно, все равно демонтируют", что позволяет им демпинговать. Если процедуру согласования удастся упростить, рынок ждут большие перемены. Во-первых, станет меньше кустарных рекламщиков - клиенты будут заказывать качественные конструкции, смонтированные надолго. Во-вторых, небольшим легальным компаниям станет проще конкурировать с крупными игроками, которые держат в штате специальных согласователей - сотрудников, занимающихся только разрешительными документами. Все это приведет к развитию здоровой конкуренции и, как следствие, к снижению цен. И что немаловажно - упорядочит размещение рекламы на улицах города.
В конце апреля комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга утвердил архитектурно-художественный регламент для типовых информационных конструкций. Однако этот документ, по словам игроков рынка, является формальным и требует серьезной доработки с учетом мнения профессионалов. К тому же дальше разработки регламента дело не пошло: против уведомительного порядка выступил комитет по печати и взаимодействию со СМИ.
- Мы регулярно поддерживаем связь с представителями комитета, - подводит итог Александр Ружинский. - Удалось достичь предварительной договоренности по двум вопросам. Во-первых, комитет согласен упростить процедуру продления ранее выданных разрешительных документов. Во-вторых, в перспективе могут быть разработаны типовые проекты для самых простых конструкций, таких как информационные таблички площадью до одного квадратного метра. Однако идею ввести уведомительный порядок для всех типов рекламных и информационных объектов комитет по печати и взаимодействию со СМИ пока не разделяет. Будем продолжать работать в этом направлении.