Характерен пример города Батон-Руж в штате Луизиана с населением около 227 тысяч человек, о ситуации в котором пишет британская "Индепендент". По американским меркам город небогатый, с высоким уровнем насилия, критикуемой системой школьного образования. Сейчас состоятельные жители в южной части Батон-Руж добиваются права отделиться и создать собственный город под названием Сэнт Джордж. Бросается в глаза, что в желающих отколоться районах 70 процентов населения - белые американцы, хотя в самом Батон-Руже их меньшинство - около 40 процентов. За это критики прозвали инициативу "предательством закона о гражданских правах". Основной аргумент сторонников идеи - стремление обеспечить безопасность детям.
Они жалуются, что качество образования в Батон-Руж оставляет желать лучшего, а агрессивные школьники из менее благополучных семей задирают и запугивают их детей в школах. Если район получит статус города, он сможет самостоятельно собирать налоги и образовать отдельный от Батон-Ружа школьный округ.
На упреки в том, что инициатива перечеркивает пять десятилетий прогресса в расовом равенстве, лидер кампании Лионель Рини отвечает: "В годы борьбы за гражданские права и десегрегации я еще даже не родился, у меня нет этого багажа. Это было ужасное время, но я ничего не могу с этим поделать. Зато я могу попытаться сделать настоящее лучше".
На сей день инициативная группа собрала достаточное количество подписей, чтобы вынести вопрос на голосование на следующих выборах в Луизиане. Если затея увенчается успехом, площадь Батон-Ружа сократится на 85 кв миль, население на четверть, а с ним существенно уменьшится и налоговая база, что может усугубить проблемы города.
Местные власти решительно против такой идеи, но желающих отделиться это не смущает. Другой житель Джошуа Фини считает: "Это классовый вопрос. Они не говорят этого открыто, но они не хотят, чтобы их дети смешивались с детьми бедняков".
Юг Батон-Ружа в случае успеха может стать крупнейшим в США районом, отделившимся от города и получившим автономный статус. По мнению экспертов, это может создать опасный прецедент для южных штатов в Америке.
Правда, прецедент скорее в плане масштаба, а не факта как такового. Ведь за последние годы отделение зажиточных "белых районов" от менее благополучных "цветных городов" в южных штатах (Алабама, Джорджия, Техас и Теннесси) - это не фантазии, а реальность.
Например, в 2013 году город Гардендейл (округ Джефферсон, штат Алабама) после голосования жителей вышел из состава образовательного округа, а затем добился и права самостоятельно собирать налоги. В Гардендейле 88 процентов - белые, в то время как в округе Джефферсон почти половина населения афроамериканцы. В штате Джорджия за последние десять лет шесть пригородов Атланты с преимущественно белым населением добились статуса отдельного города.
В этой ситуации влияние расового вопроса, скорее всего, играет косвенную роль, хотя последствия для ситуации с правами афроамериканцев самые что ни на есть прямые. Жаждущих автономности горожан смущает не цвет кожи соседей. Отделяющиеся районы не полностью "белые", до 10-20 процентов населения там составляют "цветные" меньшинства. С их точки зрения, суть в том, что в среде менее состоятельных соседей существует больше проблем, выше уровень агрессии, криминала.
Особенно заметны такие контрасты в школах, ведь система школьного образования в США по большей части государственная и выбор школы привязан к образовательному округу, в котором проживают родители ученика, а не к размеру их кошелька. Поэтому в одной школе могут учиться дети из семей, весьма разных по социальному положению и амбициям.
Таким образом, попытки создавать новые школьные округа в сущности формируют более благоприятные условия для детей состоятельных американцев, то есть на первый взгляд отделяются не столько белые от черных, сколько богатые от малоимущих. Но реальность в том, что в США в среднем белые состоятельнее, а темнокожие беднее. Поэтому углубление разрыва между богатыми и бедными на практике влечет и социальную поляризацию общества по расовому признаку.
С одной стороны, стремление родителей создать благоприятные условия для своих чад объяснимо, а с другой - бьет по одному из системообразующих принципов американского самосознания - принципу равенства.
Равенство по-американски означает, что у каждого, невзирая на расу и происхождение, теоретически есть шанс взобраться в жизни сколь угодно высоко, построить свою "американскую мечту". То есть формальных препятствий на этом пути нет. Но де-факто это только шанс, не более того. Если брать средний уровень жизни, то определенный прогресс для афроамериканцев налицо, но ни о каком равенстве с белыми речи не идет. Темнокожие зарабатывают на 25-30 процентов меньше, имеют худший доступ к образованию, здравоохранению, чаще вовлечены в бытовой криминал.
Расовый вопрос традиционно остро стоит в стране, ныне считающей себя "Меккой" для мигрантов, и американское общество проделало немалый путь в борьбе за права афроамериканцев. Однако и спустя десятилетия проблемы сегрегации и неравенства далеки от решения. Американцы со светлым и темным цветом кожи имеют разный достаток, зачастую живут в разных районах. Состоятельные горожане тяготеют к жизни в пригородах, в то время как афроамериканцы реже могут позволить себе покупку дома, поэтому чаще живут в городах. В крупных мегаполисах, как, например, в Нью-Йорке существуют исключительно "черные кварталы".