Таможенное право Евразийского экономического союза учтет мнение бизнеса

С 1 января 2015 года появится новое интеграционное объединение - Евразийский экономический союз (ЕАЭС), куда войдут страны - участники Таможенного союза - Россия, Белоруссия и Казахстан. И сейчас наднациональный орган управления этим "тройственным союзом" - Евразийская экономическая комиссия - вплотную работает над созданием нового таможенного кодекса. О том, когда мы увидим этот документ, и с какими трудностями пришлось столкнуться разработчикам, "РГБ" рассказывает член коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК, руководитель рабочей группы по подготовке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) Владимир Гошин.

- Владимир Анатольевич, на какой стадии сейчас находится работа над кодексом, когда он вступит в силу?

- Проект ТК ЕАЭС разработан и направлен экспертам государств - участников ТС для комплексного изучения, оценки и урегулирования пока не согласованных положений документа. В сентябре - октябре планируется доработать все отложенные или спорные вопросы и направить проект кодекса для проведения внутригосударственного согласования. Этот процесс займет определенное время, после чего мы еще раз соберем экспертов для обсуждения результатов и доработки проекта. Потом международный договор должен пройти внутригосударственные процедуры, необходимые для его подписания. Планируется, что ТК ЕАЭС вступит в силу с 1 января 2016 года.

- Чем была вызвана необходимость нового кодекса, ведь, исходя из меняющихся реалий, можно было обойтись поправками в действующий пока ТК ТС?

- В первую очередь это связано с подготовкой и подписанием Договора о ЕАЭС, в котором указано, что таможенное регулирование в союзе осуществляется в соответствии с ТК ЕАЭС, а до его вступления в силу в соответствии с ТК ТС и другими международными договорами, регулирующими таможенные правоотношения.

Кроме того, ТК ТС безнадежно устарел и не соответствует современному уровню развития информационных технологий в таможенной сфере. В свое время из-за очень коротких сроков подготовки проекта ТК ТС многие его нормы просто заимствовались из действующих тогда таможенных кодексов стран - участниц Таможенного союза. А в них эти нормы транслировались из кодекса в кодекс, начиная с 1990-х годов, когда внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) кардинальным образом отличалась от той, которую ведут хозяйствующие субъекты сейчас. За последние годы настолько серьезно изменились подходы к таможенному регулированию в государствах ТС, что просто поправками в кодекс обойтись уже было нельзя. Необходимо кардинальным образом перестроить таможенное законодательство, сделать его современным, базирующимся на использовании электронных документов, электронном декларировании, информационном взаимодействии декларантов и таможенных органов. Сейчас уже можно сказать, что в проекте ТК ЕАЭС учтены все передовые практики как стран ТС, так и зарубежных. Например, коренным образом изменяется подход к институту уполномоченных экономических операторов (УЭО), создаются условия для применения механизма "единого окна", нормативно закрепляется возможность автоматической регистрации декларации на товары и автоматического принятия решения о выпуске товаров информационной системой без участия должностного лица таможенного органа.

- В чем принципиальное отличие двух кодексов? Насколько новый документ будет "лояльнее" к участникам ВЭД?

- Они отличаются как по своей структуре, так и по содержанию. Сейчас в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) наряду с ТК ТС входят 30 международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, 9 из которых уже потеряли актуальность и будут отменены с 1 января 2015 года. Нормы 16 договоров пересмотрены и в измененном виде включены в проект ТК ЕАЭС. В качестве отдельных международных договоров останутся только 5, которые затрагивают таможенные вопросы, но непосредственно не регулируют таможенные правоотношения. Это соглашения, касающиеся работы объединенной коллегии таможенных служб, деятельности представительств таможенных служб, особенностей привлечения лиц к административной и уголовной ответственности и т.д.

То есть вместо многочисленных международных договоров, содержащих в себе целый ряд внутренних противоречий, наши государства получат комплексный, логически выстроенный, усовершенствованный и отвечающий требованиям сегодняшнего дня документ.

Что касается "лояльности" к участникам ВЭД, то здесь можно отметить, что бизнес хочет, чтобы таможенное регулирование было прозрачным, понятным и необременительным. В проекте кодекса устраняется избыточное регулирование, сокращаются сроки совершения таможенных операций благодаря повсеместному использованию информационных технологий, создаются условия для эффективного использования ресурсов таможенных органов. Основная цель, которую ставили перед собой разработчики, - обеспечить баланс между интересами государственных органов и бизнеса.

- Принимало ли бизнес-сообщество участие в подготовке документа и какие предложения бизнеса там нашли отражение?

- Разработкой проекта занималась созданная решением Совета ЕЭК рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства. В состав рабочей группы и созданной при ней экспертной группы вошли представители государственных органов, бизнес-сообщества трех стран и специалисты ЕЭК. В этом формате работы бизнес получил возможность не только говорить о своих проблемах, доводить их до сведения государственных органов, но и непосредственно работать над редакцией документа.

Например, очень много вопросов у бизнеса вызывает глава ТК ТС, которая регулирует особенности перемещения транспортных средств международной перевозки. Особенно проблемным является запрет на использование временно ввезенных автомобилей для совершения внутренних перевозок по территориям государств ТС, который противоречит транспортному законодательству наших стран. Железнодорожники также обозначили проблему, связанную с невозможностью передавать вагоны, которые используются для международных перевозок, получателям товаров в том случае, если эти вагоны являются собственностью самих получателей, а не железной дороги. Эти проблемы детально обсуждались экспертами и рабочей группой, а выработанные по ним решения включены в проект кодекса.

- Действующий пока кодекс содержит очень много отсылочных норм к национальным таможенным законодательствам трех стран. Насколько удалось минимизировать их в проекте нового документа?

- Сокращение национального сегмента таможенного регулирования являлось одним из приоритетных направлений совершенствования таможенного законодательства при подготовке проекта ТК ЕАЭС. Каждая отсылочная норма подвергалась анализу, изучалась причина ее наличия в ТК ТС, реализация в законодательствах государств, ее взаимосвязь с другими отраслями законодательства. Если такая норма была реализована в законодательстве государств-участников, обсуждалась возможность урегулирования вопроса непосредственно в ТК ЕАЭС либо передачи полномочий по регулированию на уровень ЕЭК. Например, в проекте унифицирована норма по сроку предоставления таможенными органами письменной консультации заинтересованным лицам. Исключена отсылочная норма, позволяющая на уровне национального законодательства устанавливать, что для УЭО можно выпустить до подачи декларации только такое количество товаров, в отношении которых сумма начисленных таможенных пошлин и налогов не превышает размер обеспечения, предоставленного при включении в реестр УЭО. Оставшиеся в проекте кодекса отсылки на национальные законодательства большей частью связаны с тем, что эти вопросы относятся к смежным отраслям права, которых унификация в процессе создания ЕАЭС не коснулась.

- Не исключено, что скоро союз пополнится новыми участниками - Арменией и Киргизией. Смогут ли их таможенные службы пользоваться "универсальным" кодексом ЕАЭС?

- После подписания и вступления в силу новый кодекс станет неотъемлемой частью права Евразийского экономического союза. И государства, которые будут становиться новыми членами союза, подписывая договоры о присоединении к этому интеграционному объединению, будут автоматически присоединяться и к другим международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, в том числе и к Таможенному кодексу. Если же ЕАЭС пополнится новыми странами до подписания ТК ЕАЭС, то этот международный договор будет заключаться уже не в трехстороннем формате, а между всеми странами, являющимися членами ЕАЭС на момент его подписания.

Какому виду декларирования - электронному или бумажному - будет отдан приоритет в новом кодексе?

- В ТК ЕАЭС закреплен приоритет электронного таможенного декларирования, а применение письменного декларирования предусмотрено только в определенных случаях. Например, при таможенном транзите, декларировании товаров для личного пользования, для транспортных средств международной перевозки, а также в случае упрощенного порядка декларирования, когда в качестве таможенной декларации используются транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы. Также использование письменной формы декларирования предусмотрено в случае сбоев в работе информационных систем либо средств связи, когда таможенный орган временно не может обеспечить декларантам электронную форму декларирования.