Сельхозпроизводителям отдадут шестую часть рекламного времени

Депутат Роман Худяков внес в Госдуму поправки в закон "О рекламе", которые направлены на создание благоприятных условий для рекламы продукции российских сельхозпроизводителей. По задумке автора, изменения должны поддержать аграриев, что в дальнейшем обеспечит замену импортной продукции отечественной. Так, законопроект уточняет понятие "реклама товаров сельского производства". Рекламодателями сельхозтоваров могут выступать физические и юридические лица, производящие сельхозтовары либо закупающие готовую сельскохозяйственную продукцию, произведенную в РФ для ее реализации. "Реклама товаров сельского производства может быть представлена в виде телемагазина", - говорится в законопроекте.

"Сегодня представители малого и среднего бизнеса, производители товаров сельскохозяйственного назначения находятся в затруднительном положении, - считает Худяков. - Есть качественный продукт или услуга, но нет прямого доступа к аудитории потенциальных покупателей. Российский предприниматель сталкивается с высокой стоимостью рекламы, которая едина как для международных корпораций, так и для малого и среднего бизнеса России. В городах с населением менее 100 тысяч жителей торговые сети практически не представлены, соответственно, ввиду ограниченности предложения, население не имеет возможности покупать товары приемлемого качества и по приемлемым ценам. Между тем во многих странах для развития предпринимательства и производства было принято императивное решение о выделении специального объема эфирного телевизионного времени для такого формата рекламы, как "телемагазин". Это решение полностью оправдало себя: национальные, региональные и местные телеканалы вставляли в эфир по своему усмотрению рекламно-информационные сюжеты без регламентации. В результате телеканал получал дополнительный доход, телезритель - возможность купить товар дешевле, чем в магазине, а местный производитель - доступ к аудитории без запретительных ценовых барьеров".

Используя международный опыт рекламной деятельности, депутат предлагает разработать специальный формат рекламы - телемагазин. Это позволит населению узнать о наличии качественных и безопасных услуг и товаров отечественного производства, реклама будет выходить в телеэфир, с указанием номера телефона или адреса веб-сайта для прямого заказа без участия посредников с доставкой товара или услуги курьером или по почте.

Законопроект предусматривает продолжительность рекламы в виде "телемагазина" - шестая доля от 10%, изначально предоставленных законодательно. В пересчете на минуты - 1 из 6.

Участники рынка неоднозначно восприняли законопроект. Если аграрии, в принципе, его поддерживают, то рекламисты относятся к нему весьма скептически. "Полагаю, что депутат Худяков несколько недооценил масштабность своего предложения и его возможные последствия, - говорит академик Российской академии рекламы Вячеслав Черняховский. - Он предлагает, по сути, внести изменения в правовое регулирование конкурентных отношений. Поэтому начинать надо бы с изменений в Конституцию РФ, являющуюся основой правового регулирования конкурентных отношений. Затем внести изменения в Гражданский кодекс РФ и закон "О защите конкуренции". После этого приниматься за поправки в закон "О рекламе", только отдельные нормы которого пересекаются с некоторыми положениями закона "О защите конкуренции". Сложно представить появление в тексте закона "О рекламе" понятия "рекламодатель товаров сельскохозяйственного назначения" без внесения изменений во все вышеупомянутые законы. Более того, императивный характер предлагаемой поправки не совсем коррелируется со стилистикой ст.3 закона "О рекламе". Что до определения понятия "телемагазин", то оно не оставляет сильного впечатления, ибо весьма расплывчато. Вообще, понятие "телемагазин", как не присутствующее в Государственном стандарте РФ Р 51303-99 "Торговля. Термины и понятия", скорее можно было бы отнести к "прямому маркетингу"(direct marketing), в котором продавец и потребитель контактируют по почте, телефону, телевидению, Интернету без посредников".

По мнению Черняховского, предлагаемая редакция понятия "реклама" не принимает во внимание огромного количества способов, форм и средств рекламы, что может резко ограничить правоприменительный потенциал закона.