01.09.2014 23:43
    Поделиться

    Мурманск и Владивосток могут лишиться особых экономических зон

    Вместо ОЭЗ в Мурманске и Владивостоке могут появиться особые территории
    Минэкономразвития подготовило проекты постановлений правительства о досрочном прекращении существования двух особых экономических зон: ОЭЗ портового типа на территории Мурманской области и туристско-рекреационной ОЭЗ на острове Русский (Владивосток). Досрочно закрыть ОЭЗ можно в том случае, если в течение трех лет с даты их создания не заключено ни одного соглашения о деятельности на территории зоны. Портовая ОЭЗ в Мурманской области была создана в 2010 году. За время ее действия велась работа по созданию концепции развития зоны и оформлению земельно-имущественных отношений. На эти работы из средств регионального бюджета было потрачено 56,05 млн руб. Однако интерес к реализации проектов инвесторы не проявили. Ни одного резидента за четыре года зарегистрировано не было.

    "Очевидно, что бизнес не хочет работать на условиях ОЭЗ, когда резидентам ставятся определенные условия по инвестированию средств в обмен на предоставление льгот. Причина простая - экономический эффект от инвестирования в эти территории не очевиден", - считает Михаил Александров, партнер адвокатского бюро DS Law. Впрочем, есть мнение, что развитию портовой зоны помешала общая неблагоприятная обстановка в мире. "В Мурманске хотели создать мощный транспортный узел за счет частных инвестиций. Видимо, регион оказался не слишком привлекательным для инвесторов. Но есть и другие, более общие причины. Они состоят в том, что экономика России не является инвестиционно привлекательной, особенно это касается последних нескольких месяцев", - говорит Дмитрий Несветов, член совета "ОПОРЫ России".

    Решение о создании туристско-рекреационной ОЭЗ на острове Русский в Приморском крае тоже было принято в 2010 году. За время действия ОЭЗ была разработана концепция развития зоны, велась работа по оформлению земельно-имущественных отношений. Из федерального бюджета эти работы не финансировали. Но за четыре года в ОЭЗ не появилось ни одного резидента. К саммиту АТЭС 2012 года на острове был создан ряд инфраструктурных объектов, которые и планировалось эксплуатировать в ОЭЗ. "Остров Русский - это территория, в которую были вложены деньги в связи с конкретным событием. Инвестиции надо было как-то оправдывать, и на месте проведения мероприятия появилась ОЭЗ. Причина ее создания искусственная, поэтому нет и развития", - поясняет Дмитрий Несветов.

    Местные чиновники с такими выводами не согласны и объясняют отсутствие резидентов в ОЭЗ острова Русский совсем другими, чисто бюрократическими причинами. По мнению администрации Приморья, проект не реализуется из-за того, что земли острова не включены в гражданский оборот, а стало быть, нечем привлечь инвесторов, невозможно в полной мере разрабатывать концепцию, готовить вариант планировки территории.

    В подготовленных минэкономразвития документах не говорится о полном прекращении развития на территориях закрывающихся ОЭЗ. Предлагается развивать эти площадки в ином формате, с использованием механизмов государственно-частного партнерства. "Форма ОЭЗ на этих территориях не пошла, так как инвесторы не понимали, что может им дать резидентство. В частности, все, что могло приносить деньги, требовало слишком больших проектов и гарантий со стороны государства. Система ГЧП позволяет частным инвесторам разделить риски с государством. Масштабные проекты требуют в нашей стране участия государства, привлечения финансирования. Участие ВЭБа в качестве партнера по ГЧП даст возможность выпуска облигаций и привлечения длинных денег", - говорит Дмитрий Раннев, глава финансовой компании GKFX.

    Есть и другие решения для территорий, в которых будет прекращено действие ОЭЗ. Полномочный представитель президента РФ в ДФО, вице-премьер Юрий Трутнев считает, что для острова Русский во Владивостоке больше подойдет формат территории опережающего развития (ТОР). Он сообщил, что эту возможность рассматривают в правительстве РФ. "На мой взгляд, остров лучше развивать, наделив его статусом территории опережающего развития. Но все дело в том, что закон о ТОРах еще не подписан, хоть и находится в высокой степени готовности", - отметил Трутнев.

    Территории опережающего развития многие эксперты считают достойной заменой ОЭЗ. Но и от местной власти они требуют больше усилий. "ТОР - более разумный механизм, но и более трудоемкий. Потому что ОЭЗ предполагает введение неких условий, в том числе налогового режима, который достаточно один раз создать и потом контролировать. ТОР предполагает предоставление конкретных льгот конкретному инвестору, для этого с инвесторами нужно работать. И готовы ли местные администрации к такому грамотному включению в работу?" - интересуется Дмитрий Несветов.

    Владивосток и Мурманск не стали первыми территориями, лишившимися ОЭЗ. Прецеденты досрочного прекращения существования ОЭЗ в России уже есть. "В 2012 году было досрочно прекращено существование ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области, а в 2010 году - ОЭЗ на территории г. Анапы, города-курорта Геленджика, г. Сочи и Туапсинского муниципального района Краснодарского края. ОЭЗ были прекращены досрочно в связи с тем, что в течение трех лет с даты их создания не было заключено ни одного соглашения о ведении на их территории соответствующей профильной деятельности", - рассказывает старший юрист фирмы "ЮСТ" Екатерина Болдинова.

    Поделиться