"Очевидно, что бизнес не хочет работать на условиях ОЭЗ, когда резидентам ставятся определенные условия по инвестированию средств в обмен на предоставление льгот. Причина простая - экономический эффект от инвестирования в эти территории не очевиден", - считает Михаил Александров, партнер адвокатского бюро DS Law. Впрочем, есть мнение, что развитию портовой зоны помешала общая неблагоприятная обстановка в мире. "В Мурманске хотели создать мощный транспортный узел за счет частных инвестиций. Видимо, регион оказался не слишком привлекательным для инвесторов. Но есть и другие, более общие причины. Они состоят в том, что экономика России не является инвестиционно привлекательной, особенно это касается последних нескольких месяцев", - говорит Дмитрий Несветов, член совета "ОПОРЫ России".
Решение о создании туристско-рекреационной ОЭЗ на острове Русский в Приморском крае тоже было принято в 2010 году. За время действия ОЭЗ была разработана концепция развития зоны, велась работа по оформлению земельно-имущественных отношений. Из федерального бюджета эти работы не финансировали. Но за четыре года в ОЭЗ не появилось ни одного резидента. К саммиту АТЭС 2012 года на острове был создан ряд инфраструктурных объектов, которые и планировалось эксплуатировать в ОЭЗ. "Остров Русский - это территория, в которую были вложены деньги в связи с конкретным событием. Инвестиции надо было как-то оправдывать, и на месте проведения мероприятия появилась ОЭЗ. Причина ее создания искусственная, поэтому нет и развития", - поясняет Дмитрий Несветов.
Местные чиновники с такими выводами не согласны и объясняют отсутствие резидентов в ОЭЗ острова Русский совсем другими, чисто бюрократическими причинами. По мнению администрации Приморья, проект не реализуется из-за того, что земли острова не включены в гражданский оборот, а стало быть, нечем привлечь инвесторов, невозможно в полной мере разрабатывать концепцию, готовить вариант планировки территории.
В подготовленных минэкономразвития документах не говорится о полном прекращении развития на территориях закрывающихся ОЭЗ. Предлагается развивать эти площадки в ином формате, с использованием механизмов государственно-частного партнерства. "Форма ОЭЗ на этих территориях не пошла, так как инвесторы не понимали, что может им дать резидентство. В частности, все, что могло приносить деньги, требовало слишком больших проектов и гарантий со стороны государства. Система ГЧП позволяет частным инвесторам разделить риски с государством. Масштабные проекты требуют в нашей стране участия государства, привлечения финансирования. Участие ВЭБа в качестве партнера по ГЧП даст возможность выпуска облигаций и привлечения длинных денег", - говорит Дмитрий Раннев, глава финансовой компании GKFX.
Есть и другие решения для территорий, в которых будет прекращено действие ОЭЗ. Полномочный представитель президента РФ в ДФО, вице-премьер Юрий Трутнев считает, что для острова Русский во Владивостоке больше подойдет формат территории опережающего развития (ТОР). Он сообщил, что эту возможность рассматривают в правительстве РФ. "На мой взгляд, остров лучше развивать, наделив его статусом территории опережающего развития. Но все дело в том, что закон о ТОРах еще не подписан, хоть и находится в высокой степени готовности", - отметил Трутнев.
Территории опережающего развития многие эксперты считают достойной заменой ОЭЗ. Но и от местной власти они требуют больше усилий. "ТОР - более разумный механизм, но и более трудоемкий. Потому что ОЭЗ предполагает введение неких условий, в том числе налогового режима, который достаточно один раз создать и потом контролировать. ТОР предполагает предоставление конкретных льгот конкретному инвестору, для этого с инвесторами нужно работать. И готовы ли местные администрации к такому грамотному включению в работу?" - интересуется Дмитрий Несветов.
Владивосток и Мурманск не стали первыми территориями, лишившимися ОЭЗ. Прецеденты досрочного прекращения существования ОЭЗ в России уже есть. "В 2012 году было досрочно прекращено существование ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области, а в 2010 году - ОЭЗ на территории г. Анапы, города-курорта Геленджика, г. Сочи и Туапсинского муниципального района Краснодарского края. ОЭЗ были прекращены досрочно в связи с тем, что в течение трех лет с даты их создания не было заключено ни одного соглашения о ведении на их территории соответствующей профильной деятельности", - рассказывает старший юрист фирмы "ЮСТ" Екатерина Болдинова.